Руль направления.
У каждого пилота имеется узел педалей управления рулем направления. Положение педалей может регулироваться пилотом. Для передачи управляющих сигналов от педалей управления к рулю направления используются тросы. Регулировка положения руля направления осуществляется аэродинамическими компенсаторами, отклонение которых можно производить только на земле.
Система включает в себя следующие элементы:
- Узел педалей управления рулем направления на рабочем месте каждого пилота в передней части кабины. Передняя часть каждой педали соединяется с главным тормозным цилиндром.
- Ручка регулировки положения педалей каждого пилота крепится к задней поверхности каждого узла педалей управления рулем направления.
- Трехплечая качалка (T-образный рычаг) в сборе расположена в фюзеляже под центральным пультом.
- Опора руля направления в хвостовой части фюзеляжа.
- Тросовая проводка.
Каждый узел педалей управления рулем направления включает в себя 2 педали, состоящие из рычага и подножки. Каждая педаль имеет S-образную трубку, положение нижнего конца которой совпадает с осью шарнира педали, а верхнего конца – с плоскостью подножки педали.
От носового шпангоута кабины к низу каждой S-образной трубки подходят четыре троса управления (тросы кабины). Для регулировки каждого узла крепления троса предусмотрен установленный на шпангоуте кронштейн с отверстиями. Все тросы проходят через S-образные трубки и выходят из верхних концов трубок, затем идут от трубок на трехплечую качалку.
Рис. Органы управления системы руля направления
Каждый внешний трос управления проходит через тефлоновую направляющую трубку в задней части панели пола. Затем оба внешних троса проходят по направляющему ролику, установленному на шпангоуте крепления ручек управления, и идут внутрь. Внешние педали узлов соединяются тросами с передним плечом трехплечей качалки. Каждый внутренний трос управления проходит через тефлоновую направляющую трубку в задней части панели пола. Эти тросы соединяют внутренние педали с боковыми плечами трехплечей качалки.
Два троса (тросы фюзеляжа) крепятся к задней части трехплечей качалки. Каждый трос состоит из короткой передней части и длинной задней части. Все тросы проходят через тефлоновые трубки. Передние и задние тросы соединяются тандерами, которые используются для регулировки натяжения тросов фюзеляжа и нейтрального положения руля направления. Оба троса фюзеляжа проходят через тефлоновые трубки в хвостовой части фюзеляжа и крепятся к нижнему монтажному кронштейну руля направления. В хвостовой части фюзеляжа тросы перекрещиваются для отклонения руля направления в нужную сторону.
Рис. Узел педалей управления рулем направления
С обеих сторон нижнего узла навески руля направления расположены ограничители руля направления, ограничивающие отклонение руля направления. Каждый ограничитель руля направления состоит из гайки, приваренной к нижнему монтажному кронштейну руля направления, и ввинчиваемого в неё болта. Максимальные углы отклонения руля направления: 24 градуса – влево и 26 градусов – вправо.
При отжатии левой педали управления рулем направления вперед происходит следующее:
- верх S-образной трубки сдвигается вперед.
- S-образная трубка тянет левый трос кабины.
- левый трос кабины движет качалку против часовой стрелки (при виде сверху).
- качалка тянет вперед трос фюзеляжа, прикрепленный к правому плечу, который присоединяется к левой стороне руля направления.
- трос фюзеляжа отклоняет руль направления влево.
- при отклонении руль направления тянет назад другой трос фюзеляжа, который присоединяется к левой стороне качалки.
- трос фюзеляжа движется назад вместе с левой стороной качалки.
- левая сторона качалки тянет назад оба правых троса кабины, которые, в свою очередь, тянут назад S-образные трубки правых педалей управления рулем направления.
При отжатии вперед правой педали управления рулем направления все элементы движутся в обратном направлении. Руль направления отклоняется вправо и тянет назад левые тросы.
Пилот может отрегулировать положение педалей. При оттягивании ручки регулировки задвижка расцепляется с нижней направляющей трубкой. При дальнейшем оттягивании ручки узел педалей смещается вдоль направляющей трубки в направлении кресла. Отпустить ручку и нажать ногами на обе педали. При этом задвижка фиксирует положение узла. При нажатии ногами на обе педали при оттянутой ручке узел педалей смещается вперед по направляющим трубкам. Отпустить ручку и нажать ногами на обе педали. При этом задвижка фиксирует положение узла.
При регулировки управляющие тросы движутся по S-образной трубке.
Рис. Установка органов управления рулем направления в кабине.