Государственная поддержка развития малого предпринимательства

 

Государственная политика поддержки малого предпринимательства – самостоятельное системное направление социально-экономической по­литики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах:

- первый – широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки;

-второй – умеренное государственное регулирование малого бизнеса в
условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и
развитие конкурентоспособных малых предприятий.

Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на раз­ных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому пред­принимательству необходим вариант государственной политики, вклю­чающий следующие направления:

– формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

– создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-техни­ческих и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

– установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов
малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистиче­ской отчетности;

– поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, на­учно-технических, производственных, информационных связей с за­рубежными государствами;

– организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки МП являются:

– оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;

– финансирование федеральных программ поддержки и развития мало­
го предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым
предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;

– льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринима­тельства;

– предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государ­ственных заказов на производство и поставку отдельных видов пpoдукции, и товаров (услуг) для государственных нужд и др.

Важную роль в механизме поддержки МП должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создавае­мые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертво­ваний и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от матери­ально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг – оборудования.

Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования про­грамм и проектов развития и поддержки малого предпринимательства и в других субъектах Федерации. В некоторых из них финансирование осу­ществляется за счет средств:

– городского бюджета;

– от приватизации имущества;

– муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства;

– других внебюджетных источников финансирования, добровольных
взносов юридических и физических лиц и др.

Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого пред­принимательства во многом зависит от функционирования разветвлен­ной структуры поддержки малых предприятий, как на уровне государства, так и на региональных уровнях.

Так, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса в США играют Администрация по делам малого бизнеса, органы конгресса по делам малого бизнеса, Министерство торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, коммерческие банки, федеральные фонды и другие организации.

В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К федеральным органам, воздействующим на процессы развития малого предпринимательства, его поддержку отно­сятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты.

Важное значение в инфраструктуре предпринимательства имеет Рос­сийская торгово-промышленной палата, ассоциации (союза) предприни­мателей. В России создана федеральная сеть торгово-промышленных палат, включающая в себя 81 палату субъектов федерации и 70 палат ад­министративно-территориальных образований, осуществляется инициа­тивное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат. Развиваются негосударственные научно-исследовательские, учеб­ные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки предпринимательства.

Основным инструментом реализаций государственной политики по поддержке малого предпринимательства является Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 2003—2005 годы (далее Про­грамма). Основные положения программы четко определяют перспекти­вы развития современного российского малого предпринимательства.

Программа представляет собой комплексный план действий по созда­нию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предприни­мательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки пред­принимательства. В ней подчеркивается, что цель Программы состоит обеспечении условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в раз­ных регионах России на основе создания современной рыночной среды.

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются создании правовой, налоговой и административной среды, способствую­щей активизации предпринимательской деятельности, новых рабочих мест и повышении благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения.

Основные задачи включают:

– совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;

– развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого предпринима­тельства;

– распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития малого предпринимательства, накопленного в регионах и муни­ципалитетах, отдельными государственными учреждениями, предпри­ятиями и организациями;

– расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц,
стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;

– подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства;

– развитие малого предпринимательства в инновационной и производственной сферах;

– продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынки;

– расширение внешнеэкономической деятельности субъектов малого пред­принимательства;

– проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в России и на этой основе разработку мер государственной политики развития предпринимательства;

– создание условий для реализации в России зарубежных программ раз­
вития предпринимательства и активизации международного сотрудничества в области поддержки малого предпринимательства.

Приоритетной задачей программы выступает создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, кото­рые бы обеспечивали равноправное взаимодействие субъектов малого предпринимательства и государственных органов, а также защиту субъек­тов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции.

В число основных задач социально-экономической политики госу­дарства на современном этапе входит улучшение предпринимательского климата. Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует его ин­фраструктура.

Важной функцией местных органов самоуправления являются разработ­ка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства. По данным Министерства РФ по антимонополь­ной политике и поддержке предпринимательства, почти во всех регионах страны созданы фонды (государственные) поддержки малого предприни­мательства, разрабатываются и реализуются соответствующие региональ­ные программы.

Наряду с выше обозначенными формами поддержки предпринима­тельства необходимо выделить поддержку субъектов малого предпринима­тельства в области подготовки, переподготовки и повышения квалифика­ции предпринимателей и работников разных специальностей.

К настоящему времени уже сформировался ряд научных центров, специализирующихся в области изучения социальных, экономических, финансовых, трудовых процессов в малом предпринимательстве. Здесь получили развитие нескольких видов перспективных институтов под­держки малого предпринимательства:

– финансовые институты, в том числе кредитные союзы, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды;

– лизинговые компании;

– бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и центры поддержки предпринимательства;

– центры (пункты) информационного обеспечения;

– инновационно-технические центры, инновационно-промышленньк комплексы;

–учебные центры;

– ассоциации, агентства поддержки малого предпринимательства.

Таким образом, в нашей стране развиваются основные элементы системы поддержки малого предпринимательства, которыми обладают раз витые рыночные системы.