Система кондиционирования пассажирских вагонов
Система кондиционирования воздуха необходима для обеспечения комфортных условий проезда пассажиров, работы проездных бригад, как во время движения, так и на остановках.
Комфорт пассажиров в вагоне определяется многими факторами: освещенностью, эргономикой, типом диванов, качеством белья, туалетными системами и т.д.
Однако, основными условиями комфорта являются гигиенические условия микроклимата.
В пассажирских вагонах санитарными нормами предусматриваются несколько параметров:
1. Температура воздуха
2. Относительная влажность
3. Подвижность воздуха
4. Количество подаваемого воздуха на одного человека
5. Температура внутренних поверхностей
6. Разность температур воздуха внизу и вверху салона
7. Запыленность воздуха
8. Содержание СО2 и др.
Согласно санитарным нормам в зимнее время в купе и служебных помещениях должны поддерживаться температура воздуха +2024(оптимальная +22).
В умывальных помещениях допускается температура +16.
Градиент температуры воздуха в купе до +3.
Температура поверхности внутренних ограждений до +15.
Оптимальная скорость движения воздуха 0,2 м/с.
В летнее время температура воздуха +2226(оптимальная +24).
В вагонах типа «люкс» температура в купе может поддерживаться по желанию пассажира от +18 до +28с шагом 1.
Скорость движения воздуха не выше 0,25 м/с.
Количество подаваемого воздуха на 1 пассажира зависит от температуры наружного воздуха.
-10 м3/ч при температуре наружного воздуха ниже -20;
-15 м3/ч при температуре наружного воздуха от -20 до -5;
-20 м3/ч при температуре наружного воздуха от -5 до +26;
-15 м3/ч при температуре выше +26.
Концентрация двуокиси углерода не должна превышать 0,1% по объему.
Если система кондиционировании работает в режиме вентиляции, то скорость движения воздуха может быть на уровне 0,4 м/с.
Объем рециркуляционного воздуха должен составить не более 30% от общей подачи воздуха.
Относительная влажность воздуха в вагонах 1 класса - 4060%; 2, 3 класса - 3070%. Однако, в системах кондиционирования воздуха современных пассажирских вагонах отсутствует устройство регулирования влажности воздуха. Поэтому относительная влажность может колебаться в зависимости от погодных условий от 15 до 95%.
Современные системы кондиционирования могут работать в 3 режимах:
1.Режим охлаждения при температуре наружного воздуха от +25 до +40;
2.В режиме вентиляции при температуре наружного воздуха от +18 до -15;
3.В режиме обогрева при температуре наружного воздуха от +18 до -15.
При температуре наружного воздуха ниже -15включаются дополнительные жидкостные или электронагреватели.
К системам кондиционирования воздуха предъявляются следующие требования:
1.Холодопроизводительность не менее 28 кВт;
2.Теплопроизводительность не менее 25кВт;
3.Кондиционер должен быть моноблочным;
4.Кондиционер должен размещаться в крышном пространстве над рабочим тамбуром вагона;
5.Масса кондиционера должна быть не более 750 кг;
6.Кондиционер должен быть надежный и ремонтноспособный;
7.Потребляемая мощность не должна превышать 22 кВт;
8.Система циркуляции хладагента должна быть герметичной.
В пассажирских вагонах используются следующие системы кондиционирования:
1.С парокомпрессионными холодильными машинами;
2.С воздушными холодильными машинами;
3.С термоэлектрическим охлаждением;
4.С косвенно испарительным охлаждением.