Билет 2 Задачи и функции педагогики. Категориальный аппарат педагогики.

Задачи педагогики:

1. Воспитание человека, т.е. выработку в нём устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т.д. Цель воспитания - не знание о том, что такое честность, а именно привычка быть честным. Эта задача является первоочередной и ей целесообразно отдавать предпочтение - ещё К.Д.Ушинский писал о том, что при дурном воспитании дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества (и приводил в качестве примера Чичикова).

2. Выявление состава и величины природных (т.е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данногочеловека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.

3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.

4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.

Функции педагогики:

Научно-теоретическая — изучает сущность педагогических процессов и явлений, структуру, механизмы и специфику форми­рования человека в процессе целенаправленного воздействия и взаимодействия, условия создания благоприятной среды для пол­ного раскрытия потенциала каждой личности, включенной в это взаимодействие. Устанавливает законы, принципы, теории, кон­цепции.

Конструктивно-техническая — обеспечивает разработку мето­дик и технологий исследуемых явлений и процессов. Если бы педа­гогика только изучала, что такое воспитание, каковы законы его дей­ствия, она мало помогала бы в конкретной педагогической практике. Педагогика практико-ориентированная, прикладная наука. Она возникла как для того, чтобы объяснять суть воспитательного взаи­модействия, так и для того, чтобы ответить на вопросы о целях, зада­чах, методах и средствах обучения и воспитания растущей личности, конкретно выражая разрабатываемый философией общечеловечес­кий идеал.

Прогностическая — в научной теории, которая глубоко и все­сторонне изучает предмет, всегда четко отслеживаются перспекти­вы развития всей науки, ее отдельных направлений, появление и развитие новых. Исследует и прогнозирует пути развития всей си­стемы народного образования, отдельных ее ступеней. В связи с этим возникла новая педагогическая отрасль педагогическая футурология.