Крещение Руси

Принятие христианской религии для Владимира являлась делом большой политической важности. Киевская держава росла и ширилась,

Язычество являясь общим верованием всех славянских племен входивших в державу Владимира было разноликим. Люди поклонялись больше не общеславянским богам , а местным племенным божествам, что не способствовало единству русской земли. Для политического и морально религиозного единства страны нужна была едино-божная религия. Прежде чем принять христианство Владимир, как гласит предание, ознакомился с различными религиями: иудаизмом, исламом, христианством в 2 его разновидностях: римско западном и восточно византийском. По ряду причин, главная из которых в том, что в византийском христианстве император фактически являлся главой церкви, а служение в подвластных Византии славянских землях шло на понятном народу церковно – славянском языке, который понимали все руссичи, великий князь остановился на византийской православной вере, которая наиболее подходила к нему и для всего населения России. Крещение Руси состоялось в 988 г. Крестился сначала Владимир, затем киевлян загнали в Днепр и крещенские священники окрестили их. Летописец так описывает это событие: «Вошли в воду и стояли там. Одни до шеи, другие по грудь. Молодые же у берега- по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы». Князь знал, что в каждом киевском тереме, в каждой хижине его брат во Христе, а каждый киевлянин верил , что великий князь Владимир также его брат во Христе. Однако принятие христианства не являлось единовременным актом, а растянулось не ряд десятилетий, т.е в 11 веке большая масса населения еще оставалось языческой. Судя по одной рукописи 12-13 веков, даже в более поздние века у многих « болван есть спрятан, выдолблен , написан» . К концу 11 века. Т.е когда полностью победили феодальные отношения в киевских землях относятся и завершение организации киевской церкви . Принятие христианства историки, ученые других отраслей науки оценивают по-разному. Академик Раушенбах считает, например, что произошедшее в конце 10 века в Древней Руси было выдающимся событием в истории нашей страны. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие последствия. « Я бы сравнил ее с реформой Петра I. Как и во времена Петра тогда нужен был рывок в развитии страны. Владимир преследовал цель стать вровень с развитыми феодальными монархиями. Для этого надо было решиться на энергичное проведение феодальной реформы и связанные с ней глубокие преобразования. Именно эту реформу односторонне и ограниченно называют не редко крещением Руси.» Академик подчеркивает, что Владимир выражал необходимые потребности общественного развития. Русь была признана как христианское гос-во, что определило качество иной более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами. Русская церковь с самого начала развивавшаяся в сотрудничестве с государством стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных окраин Киевского гос-ва. Миссеонерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами не только вовлекала их в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смяглчало неизбежные процессы многонационального гос-ва. Это гос-во развивалосьна ос-ве не национальной, а религиозной идеи. Было гос-вом не столько русским, сколько православным. Однако имеется и другая точка зрения на принятие христианства, выразителями которой является ряд историков не только прошлых времен , но исовременных. Сводится она к тому, что с принятием этой религии сводилось на нет многовековая языческая культура, включая якобы имевшуюся храническую письменность, существовавшую до привнесения просветителями Кириллом и Мефодием славянской азбуки. Уничтожались носители этой письменности-деревянные дощечки как «дьявольские письмена», рушились языческие храмы и другие культурные памятники.

 

Лекция.