Акмеизм

Кризис символизма приходится примерно на 1910г. В этом году появляются новые тенденции в поэзии, которые связаны с изданием журнала «Аполлон» и тему публикациями которые там выходят. 1ый номер этого журнала вышел в 1909г., само название относится к античности, шло это от статьи Нитше. Аполлон – бог солнца, красоты, по Нитше является богом пластических искусств, он идеал гармонии. Главный редактор этого журнала предложил участвовать в своем журнале молодого поэта Гумилеву, также Кузмину, Максимилиан Волошин, Сергей Городецкий, Александр Бенуа, Сергей Ауслендер. Уже в первом номере была обозначена программа этого журнала: «строгое искание красоты» вторая формулировка: «сильно и жизненное искусства за пределами болезненного распада духа». Сразу было понятно, что камень был брошен в сторону символистов. В январском номере 1910г. была опубликована статья Михаила Кузмина о прекрасной ясности, в ней он высказывал мысли которые полностью расходились со взглядами символистов. Она начиналась с рассуждения о том что есть 2 типа художников, одни несут людям хаос, ужас, расчипленность духа, а другие дают людям гармонию и стройность. При равенстве талантов нужно выделять тех, кто несет гармонию, говорил Кузмин. Следующие рассуждение Кузмина касалось законов построения художественного текста, он обращался к поэтам там «будьте логичны». Дальше он рассуждал о прозе. Кузмин сравнил художественный текст с архитектурой. Кузмин предлагает быть экономными в средствам, точным в словах. Вводит понятие «кларизм» – ясный, чистый, он становится переходным момент от символизма к акмеизму. Статья Волошина «Анри Де Ренье» была опубликована в журнале «Аполлон», Анри Де Ренье прошел путь от символизма к новому реализму, в котором есть пушкинская легкость, прозрачность и скульптурная пластика образов. Потом статья Николая Гумилева в 7ом номере 1910г. «Жизнь стиха», в этой статье он говорит: «Стихотворение должно являться слепком прекрасного человеческого тела». Постепенно формируется новый канон в поэзии который связан с неоклассицизмом. Поэты которые потом назовут себя акмеистами открывают для себя французскую поэзию, но не символическую, а тех которые писали ранее, группе Парнас. Это группа выходила в 60ых годах 19века, поэзию порнаса и определяют как неоклассическую поэзию, основоположника этого направления принято считать Жака Луи Давида - художника. Неоклассическое искусство началось с живописи.

Неоклассический канон поэтов парнаса и французских живописцев 19века:

1. Упорядоченность формы.

2. Простота композиции.

3. Подчинение частей целому.

4. Мифологические, исторические или библейские сюжеты, но без дидактических целей.

5. Требование избегать изображения страстей.

В целом русских поэтов привлекла антиромантическая направленность, культ совершенной формы. Поэты неоклассицизма отводили более скромную роль отводили воображению и вдохновению. Гораздо важнее владеть формой стиха. Главная роль в формулирование неоклассического канона принадлежала во французской группе Теофилю Готье, он писал, что только абсолютно бесполезное обладать красотой, прекрасно только то, что не годится, все полезное уродливо, так как служит потребностям человекам, а потребности ужасны и гнусны. Следующий тезис – цель искусства – создание красоты, для этого достаточно, что бы сами художники воспринимали предмет как красивый. Так же важный аспект находится в трактате Теодора Де Банвиль «Маленький трактат о французской поэзии», главная мысль: «поэзия – это совершенное искусство, оно вбирает в себя литературные, живописные, скульптурные и музыкальные элементы». В этом трактате выдвигалась изобразительная концепция поэтического языка. Он выдвигает именно скульптуру и живопись, поэзии это дало внимания к тому как текст выглядит на странице, он должен уподобляться архитектурному сооружению, только соразмерность. В поэзии группы парнас и акмеистов становится прием «экфрасиса» (это любое описание произведений искусства реальных или воображаемых с целью создать у читателя визуальный образ двухмерного или трехмерного предмета).

«На бледно голубой эмали» - Осип Мандельштам. Круг акмеистов складывался через башню Вячеслава Иванова, там впервые побывал Гумилев. В1911 году Благодаря журналу «Аполлон» образовался круг поэтов под названием «Цех поэтов», он просуществовал до 1915года. Второй цех поэтов собрался в 1916 году и существовал до 1917г., туда входили: Гумилев, Городецкий, Мандельштам, Анна Ахматова, Владимир Нарбут, Михаил Зенкевич. Собрания проходили или дома у Гумилева или у Городецкого. Веной 1912 года предложили организовать новое поэтическое направление под названием акмеизм. От слова акме – высшая точка. Но это предложение не все поддержали из этого цеха поэтов. Акмеисты – Гумилев, Городецкий, Зенкевич, Мандельштам. Значение термина акмеизм было истолковано в статье Гумилева.

Важные статьи акмеизма:

· Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», он называет преджественником акмеизма Готье, Шекспира, Рабле. Шекспир – показал внутренний мир человека, Рабле – тело, радость, Рабле – нашел безупречные формы.

В рамках акмеизма родилось направление адамизм. Идею подал Сергей Городецкий.