Лекция №1.

Гигиена — профилактическая дисциплина, имеющая свой объект изучения — практически здорового человека (индивидуальное здоровье) и коллективы практически здоровых людей, популяции, население региона, страны, всей планеты (здоровье населения — Public health).

Гигиена — медицинская наука, которая изучает влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни; разрабатывает гигиенические нормативы и санитарные правила, профилактические мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей, и, тем самым, предупреждает заболевания, повышает продолжительность и качество жизни населения.

Гигиена — это наука, которая изучает закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье людей, а также влияние физиологической, бытовой и производственной деятельности людей на окружающую среду.

Валеология, санология, экология — составные части единой профилактической гигиенической науки.

Гигиену характеризует то, что под ее наблюдением оказывается одновременно большое количество людей, и то, что результаты ее деятельности ощутимы, но видны не сразу.

Цель гигиены как науки — улучшение условий жизнедеятельности и предупреждение развития болезни, увеличение продолжительности жизни, снижение риска неблагоприятных воздействий на организм человека.

Задачи:

1) Изучение условий проживания, труда, обучения (одежда, еда, воздух).

2) Изучение состояния здоровья населения (данные о рождаемости, смертности, продолжительности жизни, заболеваемости, инвалидности).

3) Установление взаимосвязи между состоянием окружающей среды и здоровьем населения (социально-гигиенический мониторинг).

4) Разработка профилактических мероприятий. Улучшение питания, освещенности, снижение уровня шума.

5) Определение перспектив развития состояния здоровья и состояния окружающей среды. Например, оценка предполагаемой продолжительности жизни населения через 10-15 лет.

Санитария — практическое осуществление теоретических законов гигиены. Гигиена — наука, санитария — практика.

Методы:

1) Метод гигиенического наблюдения и описания.

Позволяет врачу путем визуальных наблюдений, осмотра, оценить условия жизнедеятельности человека и коллектива, оценить положительное или отрицательное влияние объекта.

Анализирует такие параметры, как например, материал, вместимость, вентиляция.

2) Гигиенический эксперимент

Воспроизведение в специально созданных условиях каких-то условий нахождения человека. Проводится испытание новых химический препаратов, материалов для одежды и обуви, оборудования для проживания и работы.

Для участия в эксперименте могут быть привлечены добровольцы, также могут быть использованы лабораторные животные.

3) Санитарная статистика

Ведется расчет калорийности питания, содержания витаминов в продуктах, количество фтора в воде и другие показатели.

4) Метод профилактики

Превентативный подход

· Первичная

Устранение отрицательных моментов воздействия окружающей среды, будь то газы, или вредные вещества, растворенные в воде. Проводится установление норм ПДК (предельно допустимых концентраций) и ПДУ (предельно допустимых уровней).

Пример первичных методов профилактики: вентиляция, водяные завесы.

· Вторичная

Направлена на улучшение защитных сил организма. Включает в себя использование индивидуальных средств защиты, таких как противогазы, респираторы, гермошлемы, и употребление специального питания.

· Третичная

Направлена на восстановление утраченного здоровья. Это санаторно-курортные методы лечения, перевод на укороченный рабочий день, более легкие условия труда.

5) Заимствованные методы

Использование физических приборов для определения уровня шума, количественного содержания вредных веществ в различных средах. Данные регистрируются, оцениваются, и потом проводятся профилактические мероприятия.

6) Использование связей гигиены с фундаментальными науками (геология, астрология, биология, химия) для оценки условий жизни и состояния окружающей среды.

Изучением физиологии питания и пищеварения наряду с гигиеной занимаются другие медицинские науки общетеоретического и клинического плана.

 

История развития гигиены совпадает с развитием медицины в целом. Гигиена древнего мира (эмпирический период) — зарождение гигиенических познаний в Египте, древнем Китае, Индии. Население этих стран имело представление о многих условиях, вредных или благоприятных для здоровья. Уделялось внимание правильному питанию, физическим упражнениям, личной гигиене.

В античной Греции заботились о планировке и благоустройстве городов, имелись общественные бани и купальни. Активно занимались физической культурой и спортом, именно Греция — место зарождения Олимпийских игр. Жители Спарты особое внимание уделяли физическому совершенствованию.

Множественные эпидемии возникали в Европе из-за загрязненности.

Абу Али ибн Сина (Авиценна) 980-1037 рассматривал влияние времени года, воздуха, особенностей местности на организм человека. Макс фон Петтенкофер (1818-1901) – немецкий гигиенист, основоположник экспериментальной гигиены, основал в 1879 году и руководил первым в Европе гигиеническим институтом. Оценивал условия проживания (воздух, вода, продукты, употребляемые в пищу). Для исследований применялись достижения химии и физики того времени. Большую известность и всеобщее признание приобрели труды Карла Фойта (1831—1908), посвященные вопросам физиологии и гигиены питания.

Развитием гигиены в России занимались Доброславин, профессор, основавший кафедру гигиены в составе Петербургской медико-хирургической академии (1871г) и занимавшийся изучением инструментальных методов исследования практики санитарной службы. Ф.Ф. Эрисман, основавший кафедру гигиены в Московском университете (1882г). Он также организовал санитарную станцию, прообраз будущих санэпидстанций. Сконструировал парту для школьников. Написал много учебников и руководств по гигиене.

Сейчас на территории РФ функционирует Санэпидслужба, единая служба, возглавляемая главным санитарным врачом России — Онищенко Геннадием Григорьевичем. Две ветви этой службы:

- Роспотребнадзор. Имеет представительства в каждом субъекте федерации. Выполняет функции надзора, контроля, имеет разрешительные полномочия (выдача лицензий на деятельность и др.)

- ФБУЗ федеральное больничное учреждение здравоохранения. Выполняет лабораторные, инструментальные исследования различных объектов.