Анализ интенсивности (эффективности) использования оборотных средств
Одной из главных назначений это обеспечение ими производственного процесса. Недостаточность в обеспеченности оборотными средствами, как показывает практика, является причиной потерь производственного потенциала в целом, заключенного не только в материальных, но и в основных фондах и трудовых ресурсах.
Обеспеченность производства об средствами определяется в днях обеспеченности.
З – фактический запас
Рсут – среднесуточный расход
Заключенный в оборотных средствах эк потенциал проявляется в процессе их кругооборота, а поэтому ускорение оборачиваемости оборотных средств это важный фактор наращивания эк потенциала, т.к. позволяет при одном и том же объеме оборотных средств обеспечить удовлетворение большего объема потребностей в них.
Оборачиваемость характеризуется следующими показателями:
1. Коэффициент оборачиваемости (число оборотов за период или скорость обращения)
2. Коэффициент закрепления
3. Период оборота
Положительной динамикой считается рост коэф оборачиваемости и снижение коэф закрепления и длительности оборота. Изменение оборачиваемости непосредственным образом влияет на потребность в оборотных средствах, при снижении оборачиваемости и при том же объеме продукции, работ, услуг появляется дополнительная потребность в оборотных средствах, а при ускорении – происходит относительная экономия оборотных средств.
Минус будет означать относит экономию, а плюс – доп потребность в оборотных средствах.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств способствует снижению затрат и увеличению прибыли, при чем без дополнительных капитальных вложений.
Величина и оборачиваемость оборотных средств зависят от многих факторов:
1) от масштаба деятельности
2) от отраслевой принадлежности (от характера деятельности)
3) от длительности производственного цикла (чем длиннее, тем медленнее оборачиваемость и наоборот)
4) от количества и разнообразия потребляемых ресурсов
5) от географии поставщиков, смежников и потребителей (чем они дальше, тем медленнее оборачиваемость)
6) от системы расчета за товары, работы, услуги (н-р, предоплата)
7) от платежеспособности клиентов
8) от качества банковского обслуживания
9) от темпов роста производства и продаж
10) от доли добавленной стоимости в цене продукта
11) от учетной политики
12) от квалификации менеджеров (на всех уровнях)
13) от уровня инфляции