Анализ интенсивности (эффективности) использования оборотных средств

Одной из главных назначений это обеспечение ими производственного процесса. Недостаточность в обеспеченности оборотными средствами, как показывает практика, является причиной потерь производственного потенциала в целом, заключенного не только в материальных, но и в основных фондах и трудовых ресурсах.

Обеспеченность производства об средствами определяется в днях обеспеченности.

З – фактический запас

Рсут – среднесуточный расход

Заключенный в оборотных средствах эк потенциал проявляется в процессе их кругооборота, а поэтому ускорение оборачиваемости оборотных средств это важный фактор наращивания эк потенциала, т.к. позволяет при одном и том же объеме оборотных средств обеспечить удовлетворение большего объема потребностей в них.

Оборачиваемость характеризуется следующими показателями:

1. Коэффициент оборачиваемости (число оборотов за период или скорость обращения)

2. Коэффициент закрепления

3. Период оборота

Положительной динамикой считается рост коэф оборачиваемости и снижение коэф закрепления и длительности оборота. Изменение оборачиваемости непосредственным образом влияет на потребность в оборотных средствах, при снижении оборачиваемости и при том же объеме продукции, работ, услуг появляется дополнительная потребность в оборотных средствах, а при ускорении – происходит относительная экономия оборотных средств.

Минус будет означать относит экономию, а плюс – доп потребность в оборотных средствах.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств способствует снижению затрат и увеличению прибыли, при чем без дополнительных капитальных вложений.

Величина и оборачиваемость оборотных средств зависят от многих факторов:

1) от масштаба деятельности

2) от отраслевой принадлежности (от характера деятельности)

3) от длительности производственного цикла (чем длиннее, тем медленнее оборачиваемость и наоборот)

4) от количества и разнообразия потребляемых ресурсов

5) от географии поставщиков, смежников и потребителей (чем они дальше, тем медленнее оборачиваемость)

6) от системы расчета за товары, работы, услуги (н-р, предоплата)

7) от платежеспособности клиентов

8) от качества банковского обслуживания

9) от темпов роста производства и продаж

10) от доли добавленной стоимости в цене продукта

11) от учетной политики

12) от квалификации менеджеров (на всех уровнях)

13) от уровня инфляции