Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение

Туризм м.б. определен как - целесообразная деятельность: по распространению ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования; по приобщению к культурным ценностям, как отечественным, так и мировым, широких слоев населения; по сохранению и дальнейшему развитию культурно – исторического населения. Туризм и путешествия обеспечивают вовлеченность людей в мир культуры, удовлетворение и дальнейшее развитие духовных интересов и потребностей различных групп населения; стимулируют познавательно – образовательные, художественно – творческие, развлекательно – игровые, спортивно – оздоровительные и иные виды активности в области культуры и досуга.

Т.о., ск потенциал современного туризма заключается в том, что он способствует сохранению, распространению, развитию культурных ценностей, приобщению к ним жителей различных регионов и стран

Как вид СКД, считает М.А.Ариарский, туризм реализует ряд взаимосвязанных функций:

- адаптивно - нормативную, обеспечивающую адаптацию человека в социуме и его культуре, знакомство с образом жизни, традициями, обычаями людей других регионов и стран, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения в соответствии с законами и нормами жизни в стране пребывания;

- образовательно – развивающую, проявляющуюся в освоении ценностей культуры в процессе экскурсионной деятельности, посещения достопримечательных объектов, образовательных центров;

- эколого-охранительную, связанную с формированием экологического сознания и экологической культуры туристов, с задачами сохранения культурного наследия, природы и культурной среды;

- информационно – просветительская; экскурсия

- коммуникативная,обеспечивающая диалог культур, адекватное и гуманное восприятие национальных и региональных культур, развитие культуры делового и неформального общения, расширение контактов;

- рекреативно – игровую,связанную с объектами зрелищно – развлекательного досуга туристов. Отдых и развлечение.

Туризм (франц. tourism, от tour – прогулка, поездка) – это многоаспект-й комплекс, позвол-ий характ-ть его как сферу путешествий и отдыха; как сф. предприн-ва и бизнеса; как регион-ю индустрию по приему и обслуж-ю путешеств-в (гостей); как отрасль экон-ки ит.д.; как сф. КД деят-ти.

В законе РФ «Об основах Т/Д в РФ» (1996г) отмечено, что:

Туризм – это выезд граждан с пост. места жит-ва или работы в познават-х, оздоровит-х, спортив-х, религиоз-х, деловых и иных целях без занятий оплачиваемыми видами деят-ти в стране (месте) врем. пребывания.

В индустрию туризма входят гостиницы, предприятия питания, бюро путешествий и экскурсий, туристские агентства, транспортные предприятия, экскурсионные фирмы, музейный бизнес, а также киносервис, служба быта, зрелищные и спортивные центры, центры здоровья, строительные фирмы и др. Все они участвуют в организации условий для обеспечения туризма и отдыха.

Специфика Т. как сф. СКД – не теория, а практика (ч-к сам знаком-ся со спецификой, сам видит все св.глазами). Т. не явл-ся ср-вом созд-я памят-в культуры, 1 из механ-в распр-ия способст-т сохран-ю памят-в культуры (в некот-х регионах, если хотят привлечь тур-в – созд-т привлекат-е д/тур-в памят-ки культуры).

Особ-ти Т как вида досуга:

1. лучшая форма отдыха, максим-й рекреац-й эфф-т (смена сф. деят-ти);

2. краткосрочность – тур. досуг краткосрочен, но оч.насыщен;

3. коммерческий характер туризма препятствует всеобщему приобщению к туризму.

4. при организации туристского отдыха исключена спонтанность решений о тур. досуге (преоблад-т организац-ое начало), тур. отдых треб-т планомерности, предполагается закономерность.

5. тур-т не всегда свободен в выборе людей, с кот-ми путеш-т.

Индустрия туризма выполняет следующие основные функции:

Ø Освобождение индивидуума от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности;

Ø предоставление отдыхающим возможности развлечься. Сюда относятся знакомство с местностью, ее жителями, а также участие в спортивных и других мероприятий (активный отдых);

Ø предоставление возможностей для развития личности, расширения познавательного горизонта, творческой и организаторской деятельности.

Соврем-й Т. разнообразен и его классиф-я зависит от того в какой сф. деят-ти он положен (какие рес-сы лежат в его основе):

Осн. виды Т.

1. В завис-ти от напр-ти потоков - а) внутр-й Т – путеш-е граждан дан.страны в ее пределах; б) выездной Т – гр-не дан.страны путеш-т за ее пределами; в) въездной. В завис-ти от комбин-ии этих потоков выделяют: а) национ-й Т. (характ-щий гр-н и стр-у, путеш-е в пределах стр.и за ее пределами); б) Т в пределах стр. (хар-ся путеш-ем либо св. гр-ан и интур-в в пределах стр. – явл. наиб. приоритет-м); в) м/унар-й Т (хар-т путеш-я св.гр-н и иностр. за пределами стр.)

2. В завис-ти от субъекта – а) Т, организ-ый спец. предприятиями (т/ф, отели); б) самодеят-й Т – Т с активн. способами передвиж-я, организ-ый с помощью тур. клубов, секций; в) самоорганизованный («дикий») Т – Т, организ-й самост-о без помощи т/ф и тур. клубов.

3. В завис-ти от источника финансир-я а) коммерч-й Т – тур-т оплач-т все самост-о; б) соц-ый Т - поездки, субсидированные из гос-ных и обществ-х источ-в, напр-н на соц-о не защищ-е слои насел-я.; в) поощрит-ый Т, инсентив – крупн. фирмы, предпр-я поощр-ют св. лучш. работ-в поездками 9похож на профсоюзный туризм).

4. В завис-ти от способа передвиж-я а) транспорт-й (наземн., воздушн., водный); б) Т с активн. способами передвиж-я – когда исп-ся мускульная сила тур-та; в) гужевой Т - когда исп-ся мускульная сила живот-х; г) комбинир-й Т.

5. В завис-ти от сезона а) круглогодичный (всесезонный)Т; б) сезонный Т(чаще спортивный, рекреационный), привязанный к определ. сезону (высокий сезон, умеренный, «мертвый»).

6. В завис-ти от соц-о-демогр-х хар-к туристов (детско (12лет) - юношеский (18лет), студенческий или молодежный (24 или до 26 лет), семейный, д/пенсионеров, и т.п.)

7. В завис-ти от кол-ва тур-в (участ-в путеш-я) = индивид-й; = групповой (скидки от 5чел.).

8. В завис-ти от хар-ра предоставл-х услуг а) массовый Т (предлаг-ся стандарт. услуги по стандарт. цене); б) элитарный Т (эксклюзив. усл. по высок цене).

9. В завис-ти от сроков (длит-ти) путеш-я а) краткосроч-й (от 1-3-5-7дн.); б) среднесроч-й (7-14-21-24 дня); в) длительный (от 24 до 90 (макс.) дн.).

10. В завис-ти от мотива или цели путеш-я а) экскурс-о-познават-й (посещ. экскурсий); б) культурный (посещ-е культурн.событий – фестивальный, карнавальный праздничный); в) зрелищно-развлекат-й (посещ-е зрелищ-х и развлекат-х завед-й – казино,, аттракционы); г) этногрф-й (посещ-е мест с охранив-ся видами традиц. быта); д) спортивный (спортивно-активный и сп.-зрелищный); е) религиоз-й; ж) деловой; з) экстремальный; и)хобби-туры (для гурманов, на модные показы, охота, рыбалка); к) ностальгический (на истор.родину, к местам боев..); л) деловой (перенять опыт, конгресс-туры, ведение переговоров..); медицинский, свадебные туры…

Приоритет-е виды Т : (происх-т оч.много изменений, обусловл. НТП, развитие трансп., связи, ср-в безопасн-ти 1) существ-о рашир-ся геогр.поездок; 2) сокращ-ся сроки поездок; 3) возн-т тенд-я к делению отпусков (Т короче, но чаще); 4) повыш-ся кач-во обслуж-я , что в 1-ю очередь отраж-ся на стоим-ти); 5) связь Т. и делов.сф. «Черные, мрачные» туры, туры-загадки, театрализ. туры.

С т.з организ-ии Т-ма: 1. укрупнение турбизнеса; 2. интернационализм турбизнеса; 3. смещение интереса центра к периферии.