Совокупное предложение.

Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть приобретено при разных уровнях цен. Совокупное предложение может быть приравнено к величине ВНП или к величине национального дохода.

Среди факторов влияющих на совокупное предложение, выделяют следующие:

 технология производства;

 издержки;

 количество и качество применяемых факторов производства (увеличение количества и повышение качества факторов производства приводит к увеличению производственных мощностей, следовательно, и к росту совокупного предложения).

График совокупного предложения состоит из трех частей:

1. Горизонтальная часть: производство увеличивается при неизменном уровне цен;

2. Восходящая часть: увеличение объёмов национального продукта и рост цены не значительны;

3. Вертикальная часть: экономика достигает своей высшей точки в своих производственных возможностях.

Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен, боле высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение, более низкие же цены, наоборот – сокращают производство и предложение.

Неценовые факторы – это те факторы, которые могут изменить издержки производства, например:

1. Цены на ресурсы (их повышение увеличивает издержки производства, что повлечёт снижение предложения);

2. Рост производительности труда (этот фактор влечёт увеличение объёмов производства и совокупного предложения, при этом кривая сместится вправо);

3. Правовое регулирование, налоги, субсидии (с увеличением налогов, увеличатся издержки, совокупное предложение сократится, кривая сместится влево).

Равновесие на рынке наступит только тогда, когда совокупный спрос сравняется с совокупным предложением. В реальной жизни равновесие нарушается.

Варианты отклонений:

1. Совокупный спрос превышает совокупное предложение. Для уравновешения возможны два варианта:

 не изменяя объёма производства, повысить цену;

 расширить выпуск продукции.

Если увеличить выпуск продукции, то произойдёт увеличение издержек производства, поэтому новая точка равновесия будет соответствовать более высоким значениям объёма производства.

2. Совокупный спрос ниже совокупного предложения. В этом случае возможны два варианта:

 сокращение производства;

 понизить цены, при неизменном выпуске продукции.

Реакция предпринимателей: сократить объём производства и пытаться продать товары по выгодным ценам, применяя стратегию постепенного снижения, при этом при этом национальный доход будет снижаться.

3. Совокупное предложение растёт.

Фирмы предлагают товары больше, чем их могут купить потребители по существующим ценам, в результате уровень цен упадёт, а объёмы продаж и выпуск увеличатся. Новая точка равновесия будет соответствовать более высокому выпуску и меньшему уровню цен. Влияние на национальный доход неизвестно, т.к. изменение количества и цен происходят в разных направлениях.

4. Совокупный спрос упал.

В этом случае снижается выпуск и цены, снижение цены будет происходить до достижения банкротства предприятия, что снижает национальный доход.