Архитектура и живопись

Архитектура XV-XVI вв. Несмотря на постоянно возрастающее влияние западных традиций (т. н. «готический стиль») в украинских землях в монументальном зодчестве по-прежнему преобладали традиции, унаследованные от эпохи Древней Руси – сочетание византийского и романского архитектурных стилей. Представителем таких традиций является сохранившийся во Львове армянский собор, возведенный в середине XIV в. Однако западное влияние усиливается. В то же время князем Любартом началось строительство каменной крепости в Луцке, которое затем было продолжено при Витовте и Свидригайло. В его архитектуре преобладают романские и готические традиции, вероятно, заимствованные из Германии. В начале XV в. в традициях готики Витовт строит каменный замок в Кременце, а в конце столетия – князь Острожский Дубеньский замок.

В XVI в. в связи с переходом почти всех украинских земель к Польше, усилением национального и экономического гнета иноземцев, в Украине растут тенденции сопротивления и закладываются основы национально-освободительного движения. В таких условиях продолжает развиваться украинская культура. Она испытала определенное влияние европейского Возрождения. В повседневной жизни, литературе и искусстве центральным объектом становится человек, полный физической и духовной красоты. Возрожденческие (ренессансные) традиции пришли в Украину в начале XVI в., когда сюда приезжают западноевропейские (в первую очередь, итальянские) архитекторы, художники и пр. мастера. В начале они появляются на Львовщине, но вскоре их встречают уже и в Киеве. Итальянцы построили во Львове Братскую церковь и др.

Резьба XV в. В 1470 г., когда шли восстановительные работы Успенской церкви Киево-Печерского монастыря, князь Семен Олелькович повелел изготовить плоскостной триптих Богородицы. По своей стилистике он сочетает как древнерусско-византийские, так и готические традиции. Влияние западного искусства того времени ощущается в резаной иконе св. Софии, которая сохранилась в собрании Киевской Духовной Академии.

Стенная роспись XIV-XVI вв. Памятники такого рода очень редки. Сохранились росписи XIV в. киевской Кирилловской церкви. В композициях «Рождество Христово» и «Успение Богородицы» также заметны западные влияния. Ранние фрески, выполненные в древнерусско-византийском стиле создавались в армянской церкви во Львове. В Киево-Печерской Лавре найдены фрагменты фресок конца XV – начала XVI вв., которые выполнены в канонических византийских традициях. Все эти памятники говорят о том, что стенная роспись украинских земель развивалась не однолинейно, а под влиянием как традиционных школ, так и внешних заимствований.

Художники и иконописание XIV-XV вв. В рассматриваемый период одним из крупнейших центров украинского изобразительного искусства был Львов. Здесь работали опытные иконописцы, которых даже приглашали для работы в зарубежные страны. По сообщениям летописей известен мастер-иконописец XVI в. Петр Ратенский родом из Волынской земли. В собраниях Национального музея и собрании икон Музея Научного общества им. Т.Г.Шевченко во Львове сохранилось несколько икон XIV-XV вв. («Деисус», «Царские врата», «Преображение Господне» и др.).