Возникновение «карцерной системы» в странах Западной Европы: колонии для детей, заводы-монастыри, рефарматории.

Век Просвещения, как уже отмечалось выше, подвел чер­ту под существованием практики изоляции, доказав ее несостоятельность. Итогом стало зарождение так называемой «карцерной» системы благотворительности, во многом перенесшей тюремные карательные процедуры в общественную практику.

«Карцерная» система, пришедшая к середине XIX в., на смену практике изоляции, предоставляла своим заклю­ченным некое подобие свободы выбора, но одновременно заимствовала и принципы тюремного заключения. В рам­ках «карцерной» системы принцип безусловной изоляции от общества уже не соблюдается в полной своей мере, а принцип извлечения пользы предусматривает не только использование дешевой рабочей силы, но может сочетаться с состраданием и оказанием необходимой помощи. Тем не менее, «карцерная» система, охватившая наиболее обездоленные слои населения, выполняла роль социально­го амортизатора, имея целью поддержание равновесия в обществе.

Сужается в рамках данной системы и количество объектов социального призрения: из их числа исключаются здоровые бедняки, способные свободно продавать свою рабочую силу на рынке труда.

Иными словами, «карцерная» система уже не пред­ставляет из себя изолятор в его чистом виде: это целая сеть благотворительных заведений, оказывающих специализи­рованную помощь нуждающимся. В эту сеть включаются сиротские приюты, благотворительные школы, школы для взрослых, бесплатные больницы, богадельни и т. п. Объек­тами социальной помощи становятся дети-сироты, дети, обладающие физическими и умственными недостатками развития, неизлечимо больные, одинокие старики и др. Пионерами в создании новой системы стали Франция, Великобритания и Германия.

 

 

Во Франции уже в первой половине XIX в. были со­зданы специальные колонии для бедных, беспризорных и бродячих детей(в 1840г. была открыта колония Пети-Бур), дома милосердия и благо­творительные заведения для молодых преступниц. Во Франции со­здавались исправительные колонии для несовершеннолет­них. Образцом стала открытая в январе 1840 г. исправи­тельная колония для несовершеннолетних преступников в Меттрэ, сочетавшая в себе приют, тюрьму, школу, мас­терскую и армейский полк. Заключенные были разделены на небольшие иерархически организованные группы, заключенный имел свой номер и обучался азам военных упражнений; ежедневно про­верялась чистота помещений, еженедельно производился осмотр одежды, трижды в день — перекличка), «мастерс­кой» (с начальниками и старшими мастерами, обеспечи­вавшими регулярность работы и отвечавшими за обучение самых молодых заключенных), «школы» (каждый день один или полтора часа уроков).

В Меттрэ особое место отводилось воспитателям, которые совмещали в себе сразу несколько функций — судей, учителей, мастеров, «офицеров» и «родителей», ста­новясь в некотором роде «специалистами по формирова­нию детского поведения». Воспитатели контролировали 9 — 10 часов ежедневной работы (ремесленной или сельскохо­зяйственной), руководили физическими упражнениями, военной подготовкой, следили за подъемом по утрам и своевременным отходом ко сну, заставляли детей делать гимнастику, следили за чистотой, присутствовали при мытье детей и т. п. Тогда же, в середине XIX в., были созданы учрежде­ния для брошенных или нищих детей, сиротские приюты (крупнейший — Нэхоф), заведения для подмастерьев («Дом» в Нанси) и «заводы-монастыри». Примером последних могут слу­жить заводы в Ла Соважэр, Тараре для малолетних работниц, поступавших туда в тринадцатилетнем возрасте, долгие годы живших в заточении и выходивших во внешний мир только под надзором. Девушки получали не зарплату, а содержание и премии за усердие и хорошее поведение, которыми могли воспользоваться лишь при выходе из монастыря.

В Великобритании к середине XIX в. получили раз­витие рабочие школы для уличных детей, основанные на идее о том, что леность является основой для пороков и труд — лучшее лекарство против них. Поэтому в данных школах превалировало обучение ремеслам, причем выде­лилось три основных типа школ в зависимости от катего­рии призреваемых: детей бедноты, детей-бродяг и мало­летних преступников. Школы для детей бедноты создава­лись при местных приходах, дети содержались в них вместе с родителями под надзором школьных комитетов. Для бродяг были учрежде­ны особые рабочие школы, где в 1851г. обучалось более 22 тысяч детей. Создавались такие школы в основном при ночлежных приютах. Наконец, третьей категорией благо­творительных школ стали заведения для малолетних пре­ступников (так называемые «реформатории»).

Надзор за поведением индивидов обеспечивали и ка­рательные органы, составлявшие разветвленную и иерар­хически организованную структуру. Так, в начале XIX в. полицейская сеть в Париже, помимо штатных работников, включала регулярно оплачиваемых «наблюдателей», тай­ных агентов, осведомителей и, наконец, проституток.

Благотворительные общества и полиция составили неотъемлемые части «карцерной» системы призрения, со­единяя ее промежуточные элементы (приюты, богадельни, больницы, школы, колонии и т. п.) и приучая массы к по­рядку и повиновению.

 

Возникновение «карцерной системы» в странах Западной Европы: дошкольные учреждения, школы для детей с отклонениями в развитии, эльберфельдская система, деятельность «Армии спасения».

Особое место в «карцерной» системе призрения заня­ли заведения для малолетних детей: ясли и детские сады, созданные прежде всего для беднейших слоев населения.

Ясли стали новым типом благотворительных заведений и впервые возникли в середине 1840-х гг. во Франции, в Париже, по инициативе Марбо. Ясли, предназначенные для детей низших классов общества, дол­жны были заменить ребенку мать и предохранить его от вредных условий жизни среди нищеты. Уже в 1855г. сеть яслей во Франции состояла из 400 заведений.

Вторым типом благотворительных заведений стали дневные приюты, целью которых стало обеспечение над­зора за детьми, чьи родители работали. Один из первых таких приютов появился в 1780г. в Штейнгале (Франция) по инициативе местного священника Оберлина. Он нанял за свой счет комнату, куда собирал оставленных родителями детей (в основном девочек), причем старшие из них обучались вязанию и шитью. Вскоре подобные за­ведения появились в Германии. В дальнейшем дневные приюты, получившие назва­ние «детских садов», получили большое распространение в европейских странах.

Во второй половине XIX в. детские сады появи­лись и в других странах Европы (во Франции, Великоб­ритании, Бельгии, Нидерландах), а также в США. Так, в Бельгии детские сады основывались на свободном выборе занятий для ребенка при макси­мальном ослаблении контроля и дисциплины, что дава­ло простор развитию индивидуальных способностей. В США возникает особый тип детских садов для дево­чек, где пытались развить хозяйственные способности детей. Занятия детей делились на три последовательные ступени: вначале девочки обучались обычным домаш­ним работам (уход за младшими детьми, помощь мате­ри и т. п.), затем — стирке белья и уборке квартиры, за­купке провизии и приготовлению пищи. Иными слова­ми, в американских детских садах акцент был сделан на подготовке девочки к будущей роли домохозяйки и ма­тери семейства. В Ве­ликобритании, где были созданы филантропические школы при домах призрения бедных. В них дети получали книги, одежду и пищу за счет содержавших их общин. Функции школ были расширены: из дневных приютов они преврати­лись в воспитательные заведения, где благодаря приме­нению методов наглядного обучения дети к семилетне­му возрасту учились читать, писать и считать. С 7 до 11 лет дети обучались в начальной школе, подготовка в ко­торых давала возможность продолжить образование в дополнительных школах (механических, где изучалась механика, технология производства, физика и химия, и воскресных, в которых особое внимание уделялось ре­лигиозному образованию).

И все же детские сады выполняли узкопрактическую функцию — подготовить детей бедноты к дальнейшему производительному труду. Умственное развитие ребенка оставалось здесь на втором плане.

Особым типом благотворительных заведений стали школы для детей, имевших отклонения в физическом и умственном развитии. Первое заведение для слепых де­тей было создано в Париже еще в 1784г. по инициативе В. Гюни и Т. Паради. В первой половине XIX в. возникают и методики обуче­ния слепых письму, наибольшую известность из которых получила методика Луи Брайля (1809-1852): в ее основе лежала комбинация из 6 точек, дававшая возможность обо­значать буквы, цифры, знаки препинания, математические, химические и нотные знаки. Первая книга на шрифте Брай­ля была опубликована во Франции в 1837г. В то же время данная методика имела и существенное ограничение: шрифт мог прочесть лишь слепой, который обучался по методике Брайля — для всякого другого слепого и для зря­чего он был непонятен.

Первые заведения для глухонемых детей были созда­ны в начале 1760-х гг. в Париже и Лейпциге. К середине XIX в. обозначились два основных направления в обуче­нии детей с недостатками слуха. «Французское» направ­ление признавало основой обучения умственное развитие детей, отвергая звуковую речь как ненужную и ограничи­ваясь приучением к письму с присоединением искусствен­ных мимических знаков. «Немецкое» направление целью обучения ставило приспособление глухонемых к практи­ческой жизни, возможное развитие у них звукового языка при минимуме жестикуляции. Однако и во Франции, и в Германии школы для глухонемых непременно являлись закрытыми учебными заведениями, а в первой четверти XIX в. распространение получила идея создания особых колоний для слабослышащих, где последние жили бы, не вступая в контакты с внешним миром.

В первой половине XIX в. возникли и особые заведе­ния для умственно отсталых детей. В 1841г. в Швейцарии была создана первая школа для слабоумных, в 1842г. аналогичное заведение было открыто при Берлин­ском институте глухонемых.

«Карцерная» система, пришедшая на смену си­стеме изоляции, также должна была обеспечить соци­альный мир в обществе. Иными словами, в рамках «карцерной» системы тру­доспособные бедняки должны работать на заводах и фаб­риках, принося пользу обществу, но «свободно» распоря­жаясь своей рабочей силой; неизлечимо больные и безум­цы должны находиться в больницах и клиниках; дети — в приютах, благотворительных школах и колониях; одинокие, немощные старики — в богадельнях; преступни­ки — в тюрьмах. Бесперебойное функционирование та­кой системы будет обеспечивать административный и карательный аппарат (служба правосудия, полиция, ар­мия и, наконец, благотворительные общества).

В XIX веке создается адресная помощь. В Германии в 1852г. в г. Эльберфельде была внедрена принципиально новая систе­ма помощи (так называемая «эльберфельдская»): по­мощь оказывалась лишь тому, кто не мог самостоятельно обеспечить себе сносное существование. Город был раз­бит на 31 округ, в которых работали 434 попечителя. Каждый попечитель имел 5-6 подопечных. Лица, попав­шие в списки нуждающихся, делились на две категории: способные к работе и нетрудоспособные. Первые полу­чали единовременное пособие для трудоустройства на работу; вторые — постоянное ежемесячное пособие. Общее число получавших пособие от города к концу 1850-х гг. составило 6,48% населения го­рода. Аналогичные системы помощи впоследствии были внедрены и в других городах Германии (в Бреме­не, Мюнхене, Любеке).

В США в первой половине XIX в. благотворитель­ное движение развивается во многом благодаря частной инициативе. Так, в 1819г. Томас Чалмерс создал систе­му спасения людей, испытывающих нужду и бедность, с помощью которой нуждающиеся «приобретали муже­ство» в борьбе с невзгодами. На рубеже ХIХ-ХХ вв. более активную позицию в оказании социальной помощи нуждающимся начала занимать и христианская церковь.Подлинным реформа­тором стал протестантский священник Уильям Бут, ра­ботавший во второй половине 1860-х гг. в лондонском Ист-Энде и имевший дело с девиантными группами на­селения (воры, проститутки, пьяницы, мошенники). В августе 1878 г. был утвержден устав благотворитель­ной христианской организации«Армии спасения». В первой половине 1880-х г.г. деятельность «Армии» раз­ворачивается в США(в штатах Калифорния, Коннекти­кут, Индиана, Кентукки, Мичиган и др.), а затем и в дру­гих странах мира (в Канаде, Австрии, Франции, Швей­царии, Индии, Южной Африке).

В 1899г. «Армия спасения» была зарегистрирова­на в Нью-Йорке как религиозная и благотворительная организация, выполняющая следующие цели:

— духовное, моральное и физическое преобразова­ние рабочего класса:

— перерождение злобных, преступных, распутных и опустившихся;

— посещение бедных и больных;

— проповедь христианства посредством открытых и закрытых собраний.

У. Бут разработал программу социальной помощи, в основу которой был положен принцип ее оказания без различия рас, вероисповедания и политических убежде­ний и без требования подчинения «Армии». «Армия спа­сения» — одна из немногих благотворительных органи­заций, деятельность которой ныне насчитывает более чем вековую историю. В настоящее время в центре вни­мания «Армии» — борьба с бедностью с помощью реа­лизации долговременных социальных программ. Про­граммы сфокусированы на 5 основных направлениях:трудовая занятость, здравоохранение, развитие районов, спасательные службы во время катастроф и бедствий, обучение местного персонала.

В рамках практического воплощения названных программ «Армия спасения» использует различные фор­мы работы, в том числе:

1) создание центров по трудовой реабилитации нар­команов и алкоголиков, бесплатных временных приютов для людей, оказавшихся в стеснительном финансовом положении, детских домов и центров дневного ухода за детьми, молодежных корпус-центров, реабилитацион­ных центров для бывших заключенных и для жертв пре­ступлений, общежитии для одиноких женщин, имеющих низкий уровень доходов;

2) раздача уличных обедов нуждающимся, пожилым и бездомным, организация благотворительных столовых в районах катастроф и стихийных бедствий, снабжение неимущих дешевым жильем и организация лагерей для взрослых, доставка горячего питания инвалидам, не вы­ходящим из дома;

3) организация врачебного ухода за больными и не­мощными людьми, родильных домов, оказание поликли­нической помощи, предоставление услуг по усыновле­нию и воспитанию детей;

4) консультационная помощь в вопросах брака, от­ношений между родителями и детьми, по проблемам подростков, матерей-одиночек и безработных;

5) поиск пропавших без вести и работа в армии (че­рез организацию клубов Красного Щита).

Деятельность «Армии спасения» охватывает более чем 90 стран мира, а работа ее местных отделений ко­ординируется международным штабом, находящимся в Лондоне. Важной особенностью этой организации яв­ляется то, что строится она по армейскому образцу. Ру­ководит «Армией» генерал, избираемый Высшим Сове­том, состоящим из комиссионеров и командующих тер­риториями в ранге полковников. Непосредственная деятельность организации сосредоточена в общинных центрах — корпусах, возглавляемых офицерами. Каждый офицер дает обет «заботиться о бедных, кормить голодных, одевать нагих, любить забытых и быть другом тому, у кого нет друзей». Солдаты «Армии» вступают в нее после подписания «Соглашения о войне».