СССР на пути форсированного строительства социализма
Протекавшие в мире в конце 20 ‑ 30-х годах процессы оказывали непосредственное воздействие на внутреннее развитие СССР, специфически преломляясь в нем. Технико-экономическая отсталость страны и отсутствие внешних источников накопления, растущая угроза новой мировой войны побуждали советских лидеров к мобилизации внутренних ресурсов для ускоренного развития тяжелой промышленности, ВПК. Это, в свою очередь, подталкивало к ужесточению политического режима. Необходимо выделить основные социально-экономические проблемы в 30-е годы.
Вначале следует рассмотреть те условия, в которых сформировались в конце 20-х годов альтернативные проекты развития советского общества. При этом необходимо выяснить, почему же победил сталинский вариант.
Далее необходимо выявить особенности и результаты форсированной индустриализации.
Цели индустриализации:
· преодоление экономической и технической отсталости страны;
· превращение СССР в индустриально развитую страну, достижение экономической независимости от остального мира;
· насыщение техникой аграрного сектора экономики;
· создание мощной оборонной системы.
XIV съезд ВКП(б), состоявшийся в декабре 1925 г., принято называть съездом индустриализации.
Источники накоплений на проведение индустриализации:
· доходы, получаемые с аграрного сектора;
· повышение цен и налогов;
· займы государства у населения (насильственно);
· доходы с легкой промышленности;
· за счет внешней торговли: экспорт хлеба, продажа за границу сырьевых ресурсов, продажа художественных и церковных ценностей за границу;
· бесплатный труд заключенных ГУЛАГа.
Итоги индустриализации:
· выросла численность рабочего класса, исчезла безработица;
· свернут НЭП, уничтожен частный сектор из экономики;
· СССР превратился в аграрно-индустриальную страну;
· рубль потерял свою устойчивость;
· выросли новые города, городское население увеличилось с 26 до 40 млн человек;
· были заложены основы военно-промышленного комплекса (ВПК), произошло укрепление обороноспособности страны.
Последствия:
· усиливается административно-командная система в экономике (государство эксплуатирует трудящихся);
· вместо материальных стимулов все больше используются моральные (социалистическое соревнование, ударничество, возникает стахановское движение);
· происходит приоритетное развитие тяжелой промышленности и нарастает дефицит промышленных товаров массового спроса;
· складывается культ личности Сталина;
· усиливается репрессивный аппарат.
К концу 30-х годов по абсолютным объемам промышленного производства СССР вышел на 2-е место в мире после США (в 1913г. ‑ 5-е место). По ряду параметров было преодолено качественное отставание советской промышленности. В 30-е годы СССР стал одной из трех-четырех стран, способных производить любой вид промышленной продукции.
Однако скачок в развитии тяжелой промышленности был достигнут катастрофически высокой ценой. Какова, на ваш взгляд, цена индустриализации? В чем вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации страны?
Переходя к рассмотрению вопроса о коллективизации, подумайте, существовала ли взаимосвязь между форсированной индустриализацией и сплошной коллективизацией?
Принятое решение о проведении форсированной индустриализации неизбежно повлекло за собой перестройку в аграрном секторе экономики.
XV съезд ВКП(б), состоявшийся в декабре 1927 г., принято называть съездом коллективизации, но на съезде не было принято конкретной программы развития деревни.
Цели коллективизации:
· обобществление сельскохозяйственных средств производства (создание коллективных хозяйств ‑ колхозов);
· централизованное управление сельским хозяйством (цель: безвозмездное и беспрепятственное изъятие хлеба);
· финансирование индустриализации (продажа хлеба за границу);
· обеспечение индустриализации дешевой рабочей силой (уход крестьян из деревни);
· ликвидация кулачества.
В ходе коллективизации изначально допускались три различных типа коллективных хозяйств:
· коммуны, в которых предполагалось полное обобществление (в общей собственности все: земля, скот, инвентарь, жилые постройки);
· артели ‑ в общественном пользовании земля и инвентарь, а также результаты трудовой деятельности (урожай);
· ТОЗы (СОЗы) ‑ товарищества по совместной обработке земли, в которых собственность оставалась раздельной.
В конце1929 г. вышла статья Сталина "Год великого перелома", в которой был выдвинут лозунг о ликвидации кулачества; было принято решение перейти к сплошной коллективизации. Методы проведения коллективизации:
· внеэкономический нажим на деревню;
· для проведения коллективизации из города в деревню было направленно 25 тысяч рабочих (на должности председателей создающихся колхозов) ‑ "движение двадцатипятитысячников";
· насильственное насаждение колхозов (заявление в колхоз или раскулачивание);
· материальную базу для колхозов должно было дать "раскулачивание", с конца 1929 г. до лета 1930 г. было раскулачено свыше 320000 хозяйств (в отдельных областях раскулачено 15‑20% населения, хотя кулаков было не более 5%);
· кулаков, оказывающих сопротивление советской власти, арестовывали, а проявляющих лояльность высылали в отдаленные районы страны (Сибирь, Казахстан) на неосвоенные земли под контроль НКВД;
· тех, кто не одобрял мер коллективизации, именовали "подкулачниками" и применяли к ним репрессивные меры.
Первые последствия коллективизации:
· падение сельскохозяйственного производства;
· массовый забой скота;
· открытые крестьянские выступления (2 тыс. восстаний в 1930 г.);
· поджоги колхозного имущества (30 тыс. за 1930 г), убийства "двадцатипятитысячников".
К началу января 1930 г. был разработан график проведения коллективизации:
· осенью 1930 г.‑ весной 1931 г. ‑ Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье;
· в 1932 г. ‑ все зерновые районы;
· в 1933 г. ‑ все оставшиеся регионы.
Раскулачивание продемонстрировало крестьянам бесполезность сопротивления и заставило середняка пойти в колхоз.
Итоги сплошной коллективизации:
· выкачивание средств из деревни обеспечило условия для осуществления индустриального скачка;
· создана система перекачки финансовых, материальных и трудовых ресурсов в индустриальный сектор экономики;
· уменьшилось число людей, занятых в сельском хозяйстве, сокращение количества крестьянских дворов с 25 млн. в 1928 г. до 18,5 млн. в 1940 г.;
· ликвидировано кулачество и крестьянство как класс собственников;
· ликвидированы товарно-денежные отношения в сельском хозяйстве;
· сократилось производство зерна и поголовье скота, урожайность зерновых упала с 7 до 5,7 центнера с га.
В 1932 ‑ 1933 гг. разразился страшный голод. Причины: репрессии в аграрном секторе и изъятие всего колхозного хлеба. Голод охватил зерновые районы Украины, России и Казахстана. Вспышки возмущения жестоко подавлялись. Умерло от голода более 5 млн человек. Во время голода за границу было вывезено 18 млн центнеров зерна. В стране были введены карточки на продовольственные товары (отменены в 1935 г.).
5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР. Она зафиксировала характерные черты сформировавшейся в стране административно-командной системы. Советский Союз провозглашался социалистическим государством. Охарактеризуйте Конституцию 1936 г. Каковы причины ее создания?
В руководстве страной все более утверждались авторитарные подходы. Главным фактором, определяющим политику И.В. Сталина и поддерживающих его лиц, становилось стремление генерального секретаря к установлению единоличной власти. Какая существовала взаимосвязь между стратегией форсированного экономического роста, с одной стороны, и формированием в СССР в 30-е гг. «тоталитарного режима» ‑ с другой? Рассмотрим вопрос о формировании тоталитарного режима, раскроем механизмы, при которых сталинский режим держал в 30-е годы советский народ в состоянии повышенной мобилизационной готовности.
Тоталитарный режим ‑ это государственная власть, которая осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сторонами жизни общества.
Признаки тоталитарного государства:
· официальная идеология, основанная на отрицании прежде принятой сущности мира и замене ее новой;
· одна правящая организация - строго централизованная партия, неразрывно связанная с бюрократической государственной структурой;
· система террористического полицейского контроля, употребляющая массовый террор против тех или иных групп населения (классов, народов);
· монополия на средства массовой информации;
· монополия на вооружение;
· контроль и руководство экономикой через бюрократическую и корпоративную систему общества;
· создание "человека государственного", принцип соучастия жителей в делах режима (невозможность оставаться в стороне).
Административно-командная система в экономике способствовала формированию тоталитарного государства:
· сверхцентрализация и огосударствление экономики;
· жесткое планирование;
· введение карточек (снизился жизненный уровень населения);
· жесткий контроль партийными руководителями выпускаемой продукции;
· слабое материальное стимулирование труда;
· высокие нормы выработки;
· развитие стахановского движения;
· жесткая производственная дисциплина (уголовное наказание за опоздание на работу).
Тоталитаризм нашел свое выражение и в социальной сфере: повседневная жизнь человека была ограничена многими запретами: в 1932 г. в городах и поселках СССР были введены паспорта, но
· ограничена свобода передвижения колхозников (нет паспортов, в отличие от городского населения);
· ограничение места жительства (нельзя было жить без прописки);
· ограничение выбора и смены места работы;
· партийные ограничения в продвижении по служебной лестнице (необходимость быть членом партии).
Вывод: в 30-е гг. в СССР сформировался тоталитарный режим, что привело к унификации общественной жизни. Основными причинами этого явления были:
· власть партийной номенклатуры (руководящие должности и лица, занимающие их, утверждались вышестоящими партийными органами);
· репрессивно-карательный аппарат;
· государственная собственность;
· создание ГУЛАГа (Государственное управление лагерей для политических и уголовных заключенных);
· вовлечение всех слоев населения в идеологические организации (пионерия, комсомол, профсоюзы, партия);
· культ личности Сталина;
· вера в коммунизм.
Культ личности ‑ единовластие Сталина. Возвеличивание роли одного человека на ход исторического развития:
· личность подменяет коллективное руководство;
· ликвидирует демократические традиции;
· устанавливает диктаторский режим.
Причины формирования культа личности Сталина:
· порожден особенностями тоталитарной системы;
· результат внутрипартийной борьбы за власть;
· влияние личных качеств Сталина;
· результат массовых политических и экономических репрессий.
Социалистическая модернизация требовала скорейшего преодоления культурной отсталости широких масс. Индустриализация и потребность в создании «своей» небуржуазной интеллигенции потребовали быстрого развития среднего специального и высшего образования. Определите, какие общие процессы происходили в 30-е годы в области просвещения и науки. Перечислите основные достижения советской науки этого периода. Следует отметить, что с конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. В чем конкретно это выражалось? Какова была социальная функция кинематографа в 30-е гг.? В чем вы видите достижения культурной революции в СССР, каковы были ее недостатки?
И в заключение определите сущность общественной системы, сложившейся в СССР к концу 30-х годов. При этом важно подчеркнуть, что к середине 30-х годов в СССР завершилось формирование административно-командной системы. Ее важнейшими чертами были: централизация системы управления экономикой, сращивание политического управления с экономическим, усиление авторитарных начал в руководстве общественно-политической жизнью. Сужение демократических свобод и прав граждан и общественных институтов сопровождалось ростом и укреплением культа личности И. В. Сталина. Многие отечественные и зарубежные историки считают возможным говорить о том, что в 30-е годы в СССР сформировалось тоталитарное общество.