Судовой менеджмент.
Уже говорилось о том, что в промышленности и в торговле происходит в последние годы интенсивный процесс передачи экспедитору-оператору (провайдеру) управления всей логистической транспортной системой продвижения товара от производителя к его потребителю. На транспорте одновременно происходит передача транспортных средств их владельцами в оперативное управление — менеджмент специализированным транспортным агентским фирмам. Этот процесс затронул морской, речной, автомобильный транспорт. На железнодорожном он вылился в передачу таким фирмам управления подъездными путями, подвижным, главным образом, специализированным составом, пристанционными терминалами и складами.
Объясняется этот процесс тем, что современному транспортному предпринимателю, изготовителю транспортных средств, ремонтнику и др. представляется экономически целесообразным сосредоточить в своих руках вопросы стратегических решений, инвестиций, изъятия капиталовложений, обеспечение качества услуг, привлечение капитала, контроль за кредитом, даже страхование, а эксплуатацию транспортных средств, маркетинг, кадровые вопросы, вопросы техническою состояния флота и подвижного состава, контроль за движением наличности, обмен валюты, различные виды учета и т.д. передать в управление специалистам высокой квалификации на основе хозяйственного расчета.
Этот процесс, как уже отмечалось, наиболее ярко себя проявляет на морском и речном транспорте, где отделение функции собственности на судно от функции профессиональной эксплуатации на тех или других перевозках затронул уже примерно одну пятую часть численности мирового тоннажа, а, главное, получил свое правовое оформление разработкой БИМКО в 1988 г. проформы договора о судовом менеджменте «Шипмэн» («Shipman»). Ее содержание соответствует нормам гл. 53 ГК РФ «Доверительное управление имуществом» и уже находит применение в отечественной практике.
В соответствии с договором судовладелец назначает менеджера управлять судном и флотом, в соответствии с финансовой сметой на первый год.
В этой должности менеджер обязуется от имени судовладельца (on behalf of the owner) приложить все свои старания (to use best endeavours) для того, чтобы обеспечить (to provide) разумную практику управления эксплуатацией судна (in accordance with sound ship management practice) и расширять интересы (to promote the interests) судовладельца во всех аспектах грузоперевозок. При этом менеджеру дается право распределять, как он сочтет справедливым и разумным наличное снабжение и запасы, кадры и уже оказываемые виды работ, услуг. Договор менеджмента является агентским, все права и обязанности по нему возникают не у менеджера, а у судовладельца-принципала. Соответственно, в бокс 5 проформы вносится отметка о том, что менеджеру поручается (или ему отказывается) укомплектование судна «адекватным» и квалифицированным экипажем (капитан, командный состав и судовая команда), организовывать их переезды, репатриацию — возвращение к месту найма или в обусловленное сторонами место, проводить тренировки, составлять ведомости на зарплату, заниматься вопросами пенсий, страхования, дисциплины, вести переговоры с профсоюзами.
В бокс 6 вносится оговорка о том, возлагается или нет на менеджера техническое руководство (the technical management): организация и надзор за сухими докованиями и ремонтами, переделками и поддержанием мореходности судна или группы судов и т.д.
Менеджер обязан составлять смету доходов и расходов судна по каждому рейсу, производить расчет аренды и фрахта, размера демереджа и диспача, обеспечивать платеж судовладельцу всех получаемых доходов от тех или других форм эксплуатации судна.
Ст. 8 и запись в боксе 10 предусматривает возможность поручения судовладельцем менеджеру поиска грузов на рынке, соответственно, проведение переговоров с фрахтователями и заключение чартеров и других договоров, обеспечивающих коммерческую эксплуатацию судна. Менеджеру может быть поручено заниматься снабжением необходимых судну провизии и топлива, но выбор качества, то есть сорта последнего, должно быть предписано судовладельцем в зависимости от условий работы судна (the vessel's trade). Эксплуатацию (operation) судна или судов в целом менеджер обязан вести, согласно ст. 12 и записи в боксе 14, в соответствии с требованиями судовладельца (as required by the Owner), но, несмотря на это, на него возлагается, без каких-либо ограничений, выполнение таких функций, как оперативное планирование и организация работы флота, назначение агентов, наем стивидоров, организация освидетельствования грузов.
Ст. 14 содержит принципиальное требование о том, чтобы все денежные средства, полученные менеджером в связи с заключенным соглашением о менеджменте (кроме своего вознаграждения), менеджер обязан относить на кредит счета судовладельца, а все расходы, включая свое вознаграждение, в дебет этого счета.
Ст. 15 определяет вознаграждение менеджера. Оно представляет собой годовую сумму люмпсум, величина которой обозначена в боксе 15. Выплачивается вознаграждение равными ежеквартальными авансовыми долями. При этом первая выплата осуществляется в начале срока действия соглашения., а последующие — раз в три месяца.
Менеджер может открывать собственную контору за свой счет, нанимать персонал (не путать с экипажем судна), приобретать оргтехнику и канцелярские принадлежности, но почтовые расходы, расходы связи, служебные командировки и другие текущие потребности, менеджером обоснованно понесенные при исполнении возложенных на него обязанностей, судовладельцем возмещаются.
Очень важным является условие, по которому судовладелец предупреждается о том, что ему придется выплачивать менеджеру вознаграждение в течение трех месяцев после расторжения соглашения по причинам, не связанным с неисполнением менеджером своих обязанностей или по причине гибели, или продажи судна.
Это условие распространяется и на денежное довольствие экипажа судна, нанятого менеджером, но общие расходы, связанные с увольнением экипажа, не должны превышать сумму, указанную в боксе 16.
Ст. 16 касается финансового планирования. В первом году соглашения действует согласованная смета, внесенная в приложение «С». Новую, последующую смету менеджер обязан представить судовладельцу за три месяца до окончания действующей сметы. Судовладелец в течение одного месяца со дня представления проекта сметы обязан известить менеджера о принятии (acceptance) и утверждении (approval) новой годовой сметы. Если такого извещения не поступит, менеджер вправе считать смету принятой. Менеджер готовит и направляет судовладельцу расчет потребности судна в оборотном капитале с правом ежемесячного уточнения. Руководствуясь годовой сметой и расчетом оборотного капитала, менеджер ежемесячно запрашивает судовладельца о переводе ему средств, необходимых для эксплуатации судна, включая также покрытие внеплановых расходов: на аварийный ремонт, дополнительные страховые премии, топливо и продовольствие.
Ст. 19 регулирует вопросы общего руководства, которое, в принципе, обычное, действующее для любого физического лица, принимаемого на должность управляющего. Менеджер обязуется улаживать любую претензию, связанную со своей деятельностью, а также информировать судовладельца о любом известном ему происшествии, способном вызвать претензии и споры, затрагивающие третьи лица. Судовладелец вправе давать указания менеджеру возбуждать или оспаривать дела в суде, предъявлять иски или производить иные процессуальные действия в связи с делами, возложенными на менеджера по данному соглашению.