Агентско-экспедиторское поручение на оформление стивидорного и тальманского контрактов.
Затраты на стивидорное обслуживание — исполнение погрузочно-разгрузочных операций на любом терминале составляют значительную часть транспортных издержек, связанных с доставкой грузов от продавца к покупателю.
Даже в тех случаях, когда их оплачивает грузоотправитель или получатель, то выбор производителя работ — стивидора не может не интересовать перевозчика. От квалификации персонала, оснащенности механизмами зависит качество и интенсивность погрузочно-разгрузочных работ, на исполнение которых зачастую затрачивается до 40-50% общего эксплуатационного времени транспортного средства.
Не случайно, поэтому, общей тенденцией является стремление перевозчика принять на себя функцию, если не плательщика, то хотя бы заказчика погрузочно-разгрузочных работ и других терминальных операций.
Это обеспечивается соответствующей редакцией «обычаев портов», а также калькуляцией ставок линейных тарифов, когда организация погрузки, выгрузки и перевалки груза возлагается на перевозчика, а расходы за стивидорные работы компенсируются ему путем включения специальной составляющей в ставку линейного тарифа или в сумму фрахта (перевозка груза на «линейных условиях»).
Традиционно под термином «стивидорное обслуживание» подразумеваются операции по погрузке груза, размещению и укладке груза в транспортном средстве, чтобы обеспечить не только сохранность, безопасность груза, но и осуществить намеченную перевозку!— рейс судна или вагона, передвижение автомобиля, автотрейлера с грузом и т.д. К этим работам относят так же ряд манипуляций с грузами на терминале (в порту, на железнодорожной станции, в товарном складе), перевалку груза с одного вида транспорта на другой, взвешивание груза, его сортировку и т.п.
Часто эти операции подразделяют на две категории: «грузовые работы на борту» и «грузовые работы на терминале». Наиболее оптимальным для владельца транспортного средства является производство одной, еще лучше собственной дочерней фирмой, всего комплекса стивидорного обслуживания.
Такое положение характерно для грузовых операций с контейнерами и роллтрейлерами на терминалах с соответствующим выбором для этого базисного условия контракта, позволяющего возложить организацию перевалки груза на перевозчика.
Стивидорное обслуживание за рубежом имеет ряд особенностей.
В странах с развитой экономикой стивидорные компании, как правило, предприятия частные, в развивающихся — государственные и полугосударственные. Разрозненные стивидорные предприятия объединяются в предпринимательские ассоциации по странам, регионам. Эти ассоциации централизованно, с одной стороны, согласовывают условия коллективных трудовых договоров с профсоюзами докеров, а с другой, согласовывают единые правовые нормы и тарифы с заказчиками работ — фрахтователями (грузовладельцами) или с перевозчиками.
При этом нужно заметить, что докеры за рубежом, как правило, принадлежат к наиболее организованной части рабочего класса, а объединяющие их профсоюзы — влиятельная политическая сила. Согласование трудовых договоров и уровня зарплаты нередко сопровождается всеобщими забастовками. Не случайно, поэтому, в каждом чартере содержится на этот счет специальная оговорка, регулирующая поведение сторон в период трудового конфликта, тем более, что участником его нередко оказывается также в силу рабочей солидарности и судовая команда.
Активность профсоюзов учитывается владельцами стивидорных и терминальных компаний по-разному. Владельцы и арендаторы терминалов стремятся к созданию дочерних стивидорных подразделений с постоянным штатом рабочих. |Стивидорные компании держат у себя в постоянном найме от нескольких человек бригадиров («форманов») до 80% штата рабочих. Остальные набираются по потребности из портового пула, контролируемого профсоюзом/(«part regular, part-pool employment system»). Очень часто это происходит просто при подходе очередного судна и получении стивидором заказа на работу. Соответственно руководители пула регистрируют не только профессионалов, но и просто желающих подработать рабочих предпортовых предприятий и крестьян с ближайших ферм.
Любой предприниматель, нуждающийся в рабочей силе для погрузки груза в судно, выгрузки груза из судна и производства работ на причале или в складе, обязан прежде всего ознакомиться с принятыми в порту, регионе, стране Общими условиями работы стивидоров,) разработанными соответствующей ассоциацией или объединением ассоциаций портовых стивидоров и действующими едиными стивидорными тарифами.
При этом, как правило, следует воспринимать содержащуюся в них информацию только лишь для оценки ситуации и общей ориентации в предстоящих расходах. Дело в том, что непрерывный процесс контейнеризации грузов, механизации и автоматизации перевалочных операций поддерживает постоянное превышение предложения стивидорных услуг относительно спроса на них. Острая конкуренция на рынке стивидорного обслуживания позволяет перевозчикам и экспедиторам зачастую добиваться значительных уступок при редактировании условий стивидорных контрактов и скидок с опубликованных тарифов1(последнее оформляется конфиденциальным приложением!— аддендумом).
В принципе стивидорный контракт определяет правовые отношения между заказчиком и исполнителем работ и содержит ставки на их оплату.
Обязанности заказчика работ по отношению к стивидорной компании:
- заблаговременно сообщать (через агента) срок подхода транспортного средства, количество и характеристику груза, а если это судно, то распределение груза по трюмам, наличие и исправность грузовых средств на борту, их сертификацию;
- при погрузке — согласовать карго-план и организацию работ;
- обеспечить освещение и энергию при использовании судовых грузовых средств;
- своевременно оплачивать счета за произведенные работы.
Последнее ни в коем случае не должно быть только декларацией. Традиционно оговариваются относительно короткий, как правило, 14-дневный срок платы; конкретная форма оплаты (аккредитив, аванс, наличные); порядок оплаты (через агента, экспедитора, непосредственно заказчиком).
Всегда нужно учитывать, что поддерживаемый рабочими стивидор-предприниматель, в случае задержки платежа, может пойти на крайние меры: арестовать груз, судно или другое транспортное средство, потребовать оплату работ капитаном судна, водителем грузовика и т.д.
Для правильной редакции обязанностей исполнителя работ — стивидора целесообразно заранее ознакомиться с установленными в обычаях порта режимами рабочего времени (число смен, начало и конец смены, перерыв) и системой оплаты стивидорных работ. Она может быть повременной, сдельной и сдельно-прогрессивной.
Повременная, как правило, почасовая система, покрывающая трудовые затраты и доход предпринимателя-стивидорa («cost plus profit system»)] не стимулирует повышение производительности труда докеров/ Заказчику нужно добиваться поэтому совмещения почасовой нормы с условием ее оплаты только при достижении определенной нормы выработки (количества тонн, числа контейнеров в час и др.). По почасовым ставкам оплачивается труд крановщиков, водителей автопогрузчиков, плотников, работников по укладке и креплению грузов, зачистка трюмов и др.
Наиболее распространенной является сдельная оплата труда (performance base system), при которой интересы перевозчика и стивидорной компании в значительной мере совпадают.) Увеличение производительности труда грузчиков ,/ отражается на сокращении времени стоянки перевозочного средства и в то же время способствует росту доходов стивидорной компании.
Тарифы на стивидорные операции устанавливаются с учетом трудоемкости перевалки)и могут содержать до 100-150 позиций в зависимости от трудоемкости обработки 1 т конкретного груза (commodity rate system). Для грузов с удельным погрузочным объемом более единицы (УПРО 1) тарифная ставка может взиматься за единицу объема или за обработку отдельного места (в тарифе содержатся правила обмера и указывается исполнитель операции обмера — стивидор, тальман). В целях упрощения пользования тарифами грузы могут группироваться в классы (обычно 10-12) — а также дифференцироваться по вариантам грузовых работ: «трюм — причал»; «трюм — наземный транспорт» и т.д.; различаться по видам упаковок и габаритам мест. На мелкие партии штучных грузов устанавливаются повышенные ставки тарифа.
Особое значение имеют «условия применения тарифа». Мели называется ставка, якобы включающая в себя выполнение «всех операций с грузом» (all inclusive rate) или «свободная консолидированная ставка» (consolidated rate) или «аккордная ставка» (flat rate), то в условиях применения тарифов должны быть приведены все операции, которые включены в такую ставку (за операции, не включенные в перечень, стивидор может потребовать дополнительную плату).
К ним относятся: погрузка, выгрузка, укладка и сепарация в трюме, мелкий ремонт тары. Использование стропов, сеток, кранов, погрузчиков и т.п. либо включается в тариф, либо они предоставляются за специальную арендную плату. Базисная ставка стивидорного тарифа установлена за работы, выполняемые в обычное время, в обычных условиях и с обычным риском. За любые отклонения предусматриваются надбавки:
- за работу в неурочное время: выходные и праздничные дни, во 2-ю и 3-ю смены, в обеденный перерыв;
- за работу с вредными грузами: пылящими, остро пахнущими, трудоемкими (слежавшимися, смерзшимися и т.д.);
- за погрузку/выгрузку с перевеской или производимую на рейде;
- за работу в неудобных помещениях: шельтердеках, в кормовых трюмах, разделенных переборками или тоннелем гребного вала, диптанках;
- за работу в загрязненных трюмах, рефкамерах и других помещениях, вредных для здоровья докеров;
- за работу с транспортным средством меньшего (надбавка) или большего (скидка), чем установленного среднего размера;
- за погрузку тяжеловесного, длинномерного, с нетрадиционным весом, подмоченного, обгорелого, грязного грузового места и др.
Все работы, имеющие непостоянный характер производства, выделяются в категорию дополнительных, которые заказываются и оплачиваются особо, например:
· переукладка груза в трюмах или с выгрузкой на берег;
· сортировка груза по коносаментным партиям;
· счет и проверка состояния груза, если они возлагаютсяна стивидорную, а не на тальманскую фирму и др.
· Как правило, в контракте особо оговариваются оплата заказчиком крановых расходов, если они не входят в стивидорную ставку, и оплата простоев бригад:
· по вине судна (отсутствие электроэнергии, пара и т.д.);
· в случае завершения работ до конца смены:
· по метеопричинам;
· из-за отсутствия груза, вагонов и т.п.
Оплата простоев производится по почасовым ставкам. Контейнеризация расширила перечень стивидорных услуг за счет трудовых операций, связанных с заполнением контейнеров грузами (stuffing) и выгрузкой (stripping) грузов из контейнеров. При калькуляции ставок на эти работы учитывается трудоемкость, связанная с манипуляциями штучными грузами в слабой упаковке, необходимости сепарации и обеспечения правильности сдачи груза получателям, а также с подсчетом и проверкой состояния грузов в контейнерах.
Исключительно важным являются вопросы компенсации ущерба имуществу «третьих лиц» и здоровью докеров.
В случае нанесения ущерба грузу или судну судовладелец должен располагать правом завершения грузовых работ, составить сюрвейерный акт, подтверждающий, что ущерб нанесен стивидорами, и определяющий размер ущерба с учетом того, что в противном случае никакие претензии стивидорной компанией от судовладельца не будут приниматься.
Идеальным является наличие в контракте условия обязательного страхования стивидором своих и привлекаемых рабочих от риска несчастных случаев с полным размером компенсации за ущерб. Если предусмотренная компенсация не возмещает ущерба, нанесенного рабочему в связи с потерей трудоспособности, то пострадавший вправе предъявить через суд иск непосредственно к перевозчику. По этой причине, а также в связи с тем, что в ряде зарубежных стран вообще отсутствуют, как система государственного страхования, так и законы о компенсации рабочим ущерба, перевозчики страхуют такого рода риски в клубах взаимного страхования с выдачей стивидорам гарантийного письма (letter of indemnity) о принятии на себя всего риска возмещения ущерба пострадавшим.
В договоре или в приложениях к нему должен быть установлен порядок актирования страховых случаев, как в отношении рабочих, так и в отношении перевозочных средств и устройств в случае их повреждений
Сдельно-прогрессивная система оплаты стивидорных работ, (sliding scale system) применяется при погрузке/выгрузке V контейнеров, когда ставка за число контейнеро-операций, производимых за час, предусматривает выплату премии за ее перевыполнение. |
Помимо прямой скидки с тарифа можно в ходе переговоров получить и косвенную скидку, в том числе путем возложения на стивидора:
- обязанности в случае завершения работы на одном трюме, использовать бригаду на других трюмах либо на другихсудах судовладельца;
- установления льготного периода, в течение которого судовладелец не платит за простой бригад (до 2-х часов);
- отнесение на счет стивидорной компании некоторых дополнительных видов вспомогательных операций (открытие, закрытие люков и др.);
- снижения процента на накладные расходы (overhead expences) — обычно 5-15%.
Все изложенное выше свидетельствует о сложности калькуляции стоимости работ по погрузке и выгрузке грузов. В агентских и экспедиторских фирмах эта работа поручается, как правило, специалистам, имеющим опыт работы в стивидорных предприятиях в данном регионе.
В условиях развития рыночных отношений в России трудно предугадать в каких размерах западная практика организации стивидорных работ будет перенесена к нам. Пока она находит свое выражение во внедрении контрактных договорных правоотношений между морскими, речными и авиационными портами, владельцами терминалов и товарных складов и грузовладельцами (экспедиторами) в части производства работ по погрузке и разгрузке грузов.
Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте ввела форму государственного контроля за уровнями тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними работы, а также на транспортно-экспедиционное обслуживание путем утверждения предложений на этот счет терминальных операторов. Такое утверждение получили тарифы Санкт-Петербургского, Калининградского и Новороссийского портов.
Так, например, тарифы Калининградского порта содержат в «универсальном крановом варианте» 43 позиции по грузам; в «накатном» — 7 категорий; в «контейнерном» — 4 позиции по 20 и 40-футовым контейнерам с грузом и порожнем. Все грузы разделены на 3 категории: импортные, экспортные и транзитные.
Дано стандартное перечисление операций, включенных в аккордную ставку по каждой категории грузов, установлены ставки на транспортно-экспедиционное обслуживание по каждому роду груза и контейнеру.
Начиная с 1994 г. на морском и речном транспорте осуществляется лицензирование погрузочно-разгрузочных работ (стивидорной деятельности).
Производство погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте характеризуется тем, что пока почти 80% грузов, предъявляемых к перевозке, грузится и выгружается на подъездных путях предприятий, терминалов, товарных складов и организаций, связанных с общей сетью железных дорог непрерывной колеей, т.е. на местах «необщего пользования».
За погрузку грузов на местах «общего пользования» (грузовые дворы станций, где обычно концентрируются погрузочно-разгрузочные операции, другие пункты погрузки-разгрузки, находящиеся в ведении железной дороги) средствами железных дорог с отправителей и получателей грузов взимается сбор за каждую тонно-операцию (пункт 47 раздела А части 1 «Тарифного руководства №1, прейскуранта №10-01).
Все грузы по их трудоемкости распределены на 7 классов. Одной тонно-операцией считается перемещение груза: «из склада в вагон или на автомашину — при погрузке; из вагона или автомашины в склад — при выгрузке; из вагона в вагон, из вагона в автомобиль, из автомобиля в вагон — при перегрузке (прямая операция); внутри склада с целью проверки или перевески груза, отвалки груза от железнодорожной линии для освобождения места для выгрузки и другие, если условиями работы в этих операциях возникает необходимость». Тальманское обслуживание включает в себя счет груза в ходе погрузки в транспортное средство (в судно) и выгрузки из транспортного средства (из судна).(Обычно, кроме счета груза, тальманы выполняют ряд важных сопутствующих операций: проверку состояния грузовых мест, качества упаковки, маркировки, соответствие маркировки данным грузовых документов. Они информируют агента судовладельца или экспедитора грузовладельца о всех замеченных ими повреждениях груза и других обнаруженных нарушениях и отступлениях от условий контракта Тальманским фирмам поручается обмер грузовых мест на причале или на складе. В крупных зарубежных портах существуют ассоциации, так называемых, присяжных тальманов (chartered tally) — присяжных весовщиков, тальманские расписки которых принимаются как официальные свидетельства «счета грузов» при разборе претензий и исков/В некоторых портах им поручается также контроль за выполнением норм грузовых работ стивидорными фирмами, а их свидетельства кладутся в основу расчетов сталийного времени.
В ряде стран Европы количество доставленного судном генерального груза определяется тальманами в момент его выгрузки и считается окончательным как для перевозчика, так и для получателя. Однако, во многих странах Африки и Азии такой счет в момент выгрузки является предварительным. Окончательное количество грузовых мест устанавливается при выдаче груза из порта грузополучателю под контролем таможни. При этом особенно возрастает роль агента и тальманской фирмы, обязанных защищать интересы перевозчика при возникновении разного рода претензий грузополучателей.
Выполнение тальманских услуг оформляется контрактом между перевозчиком или фрахтователем и тальманской фирмой с повременной или сдельной оплатой (за работу одного тальмана в час или за единицу груза).
В портах бывшего СССР счет грузов при погрузке/выгрузке выполняли, с одной стороны, транспортные службы «Трансфлот», представлявшие судовладельца, а, с другой стороны, тальманы, назначенные морским портом.
Тальманский счет сдаваемых судну грузов ведется по каждому трюму отдельно. По окончанию смены тальманская расписка (tallyman's receipt) с приложенными к ней отвесами склада, путевыми листами, удостоверяющими количество груза и его состояние при приемке на судно в качестве транспортного документа передается экспедиторской группе причала для подготовки штурманской расписки и коносамента, а при выгрузке груза — для оформления сдаточных документов судна порта грузополучателя.
Контракты на стивидорные и тальманские контракты, как правило, подписываются агентами и экспедиторами на основе или «Договора комиссии» (с государственными фирмами) или «Договора агентирования» от имени агента, экспедитора (с частными фирмами).