Поведенческие модели принятия решений. Рациональная организация процесса принятия решения. Подходы к участию в принятии решений. Факторы, оказывающие влияние на принятие решений.

 

Среди многообразия решений можно выделить два основных: необходимые и избыточные.

К необходимым относятся те решения, которые приближают организацию к ее цели, улучшают ситуацию в управляемой системе, повышают эффективность ее функционирования. Избыточные решения не только не отвечают указанным требования, но, напротив, мешают работать, отрывают работников от дела, загружая их такими же ненужными справками и отчетами, контрольными проверками и другими хорошо отработанными бюрократическими «штучками», которые создают видимость деловой суеты и большой загруженности.

Необходимые решения подразделяются на оперативные и стратегические.

К оперативным относятся решения, основное назначение которых состоит в том, чтобы поддерживать нормальное функционирование управляемого объекта, не внося в его работу каких-либо существенных качественных изменений (например, приказ о приеме или увольнении с работы, решение администрации о подготовке городского хозяйства к зиме). Стратегические решения направлены на достижение количественных и качественных изменений в самой структуре управляемого объекта в целях повышения эффективности его работы.

По содержанию решения классифицируются следующим образом:

· экономические;

· политические;

· организационные (это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью);

· идеологические.

По уровню управления различают следующие типы решений:

· отдельного человека;

· директора организации;

· органа местного самоуправления;

· органа государственной власти.

По форме обсуждения и принятия решения группируются следующим образом:

· коллегиальные;

· единоличные.

Любое решение выполняет минимум три функции:

· направляющая функция (установление цели, выбор и обоснование стратегических направлений (приоритетов) развития, а также качественных структурных изменений);

· организующая функция (координация действий отдельных частей и элементов управляемой системы);

· мотивирующая функция (согласование различных интересов, их трансформация в общий вектор).

Подготовка и принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Решение можно рассматривать как продукт и результат процесса управления.

Принятие решенияпредставляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий для достижения желаемого результата.

В зависимости от повторяемости, стандартности принятия можно выделить следующие два типа решений:

· запрограммированные;

· незапрограммированные.

К запрограммированным решениям относятся решения, принимаемые в условиях стандартных ситуаций, периодически повторяющиеся.

У незапрограммированных решений отсутствуют заранее установленные процедуры и правила принятия решений.

В современном менеджменте используются следующие разнообразные методы принятия решения:

· единоначалия;

· консенсуса;

· «мозгового штурма»;

· доверительной группы;

· коллегиальности.

Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему:

· выявление проблемы;

· формулирование проблемы;

· поиск путей решения проблемы;

· принятие решения;

· реализация решения;

· оценка полученного результата.

Итак, управленческое решение – это директивный акт, организующий и направляющий деятельность работников для достижения поставленных целей или разрешения проблем.

Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда стадий.

Технология подготовки и принятия решения включает 4 стадии:

· определение проблемы и выяснение ее причин;

· установка цели;

· разработка альтернативных вариантов решения проблемы;

· выбор наилучшего варианта.

Когда проблема определена, требуется постановка целей, которые будут служить основой для будущего решения. Руководитель должен спросить себя: «Какого результата я желаю достичь этим решением?»

Альтернативные решения – это два или более вариантов решения проблемы. Они помогают предотвратить выбор первого попавшегося решения и найти наилучшее возможное решение. Альтернативные варианты необходимо рассматривать вместе.

Выбор альтернативы является вершиной процесса принятия решения. Некоторые руководители не любят этот этап и пытаются избежать его или переложить на иное лицо, так как принимающий решение вынужден брать ответственность за будущий курс действий и их последствия. Следует помнить, что хороший анализ альтернатив резко сужает рамки выбора. На этой стадии руководитель должен задать себе вопрос.

На процесс разработки и принятия решений оказывают влияние следующие факторы:

· характер проблемы и решаемой задачи;

· внешняя среда;

· ситуация;

· знания и опыт руководителя, его личные ценности и цели;

· наличие своевременной информации;

· уровень полномочий лица, принимающего решение;

· организационная среда фирмы, персонал, культура;

· организационная структура;

· распределение полномочий в организации;

· участие работников в принятии решений;

· личностные качества руководителя;

· уровень риска, время и изменяющееся окружение;

· информационные и поведенческие ограничения.

При принятии решения следует учитывать, что человек больше дорожит собственным решением, чем спущенным извне. Этот фактор особо учитывается в японских компаниях. Принятию решений здесь предшествует длительное, тщательное и всестороннее изучение проблем во всех инстанциях, подразделениях и звеньях. Если у работника создается впечатление, что ему приказывают, как автомату, то это считается грубейшей управленческой ошибкой, подрывающей «социальную гармонию» на предприятии.