ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На практике цена рассматривается как одно из неотъемлемых качеств продукции, наряду с потребительскими свойствами и уровнем качества. Существует серия ценовых стратегий, с помощью которых определяется предпочтение покупателя.
1. Стратегия высоких цен (снятие сливок) предусматривает продажу первоначальных единиц товара по ценам значительно выше издержек производства, а затем - по более низкой цене. Применение этой стратегии возможно для товаров в условиях высокого спроса, при восприятии высокой цены как следствия высокого качества товара.
2. Стратегия низких цен (проникновение на рынок) предполагает установление пониженного уровня цен и получение прибыли за счет массового тиражирования. Эта стратегия эффективна на рынках с большим объемом и высокой эластичностью спроса, когда покупатель резко реагирует на цену и увеличивает спрос.
3. Стратегия дифференцирования цен проявляется в установлении цеп со скидками и надбавками для разных рынков и покупателей.
4. Стратегия льготных цен предусматривает продажу товаров по льготной цене потребителям, в которых фирма заинтересована.
5. Стратегия гибких, эластичных цен устанавливается в зависимости от возможностей покупателя.
6. Стратегия стабильных, стандартных, неизменяемых цен.
7. Стратегия неокругленных цен (3999 р. вместо 4000 р.).
8. Стратегия тесного увязывания уровня цен с качеством товара.
9. Стратегия цен массовых закупок и т.д.
Из всего многообразия к ценовым стратегиям, наиболее часто применяемым на информационных рынках, следует отнести:
1) стратегию высоких цен;
2) стратегию заниженных цен (при разработке сопутствующего программного обеспечения);
3) стратегию гибких цен;
4) стратегию увязывания уровня цен с уровнем разработки информационного продукта.
Прежде чем применять на практике ценовую политику следует определить сложность уровня цен. Это делается на основе цен фактических договоров.
Существуют следующие разновидности рыночных цен:
1. Справочные цены (средние) не отражают реальной картины, поскольку обычно представляют различные скидки, однако мало меняются при изменении конъюнктуры.
2. Контрактные цены имеют некоторые резервы для снижения в результате переговоров продавца и покупателя.
3. Подвижные цены, которые могут быть пересмотрены в случае изменений условий, оговоренных в контракте.
4. Скользящие цены определяются в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной цены с учетом изменений в издержках производства.
5. Экспортные цены учитывают прибыльность сбыта на внешнем рынке, а также экономические и политические условия страны-импортера.
Рыночный процесс формирования конечной цены и получение прибыли от реализации информационных продуктов (услуг) происходит на рынке с учетом спроса и предложения на них. В связи с этим величина получаемой прибыли зависит от колебания уровня цены на любой вид информационных продуктов на рынке. Таким образом, ценовая политика должна способствовать достижению результатов:
• максимизации рентабельности чистого собственного капитала (отношение прибыли к общей сумме активов баланса за минусом всех обязательств);
• максимизации рентабельности продаж (отношение прибыли к общей выручке от продаж в процентах);
• максимизации рентабельности всех активов (отношение прибыли к общей сумме активов баланса, сформированных как за счет собственных, так и заемных средств);
• наиболее высоких стабильных темпов роста продаж;
• стабилизации цен и присутствия фирмы в общем объеме продаж данного сектора рынка.
В процессе рыночного ценообразования государство непосредственно не принимает участия, но регулирует цены на отдельные, стратегически важные продукты и услуги, в том числе и в сфере информационной деятельности.