ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На практике цена рассматривается как одно из неотъ­емлемых качеств продукции, наряду с потребительскими свойствами и уровнем качества. Существует серия ценовых стратегий, с помощью которых определяется предпочтение покупателя.

1. Стратегия высоких цен (снятие сливок) предусмат­ривает продажу первоначальных единиц товара по ценам зна­чительно выше издержек производства, а затем - по более низкой цене. Применение этой стратегии возможно для това­ров в условиях высокого спроса, при восприятии высокой це­ны как следствия высокого качества товара.

2. Стратегия низких цен (проникновение на рынок) предполагает установление пониженного уровня цен и полу­чение прибыли за счет массового тиражирования. Эта страте­гия эффективна на рынках с большим объемом и высокой эластичностью спроса, когда покупатель резко реагирует на цену и увеличивает спрос.

3. Стратегия дифференцирования цен проявляется в установлении цеп со скидками и надбавками для разных рын­ков и покупателей.

4. Стратегия льготных цен предусматривает продажу товаров по льготной цене потребителям, в которых фирма за­интересована.

5. Стратегия гибких, эластичных цен устанавливается в зависимости от возможностей покупателя.

6. Стратегия стабильных, стандартных, неизменяемых цен.

7. Стратегия неокругленных цен (3999 р. вместо 4000 р.).

8. Стратегия тесного увязывания уровня цен с качест­вом товара.

9. Стратегия цен массовых закупок и т.д.

Из всего многообразия к ценовым стратегиям, наибо­лее часто применяемым на информационных рынках, следует отнести:

1) стратегию высоких цен;

2) стратегию заниженных цен (при разработке сопутст­вующего программного обеспечения);

3) стратегию гибких цен;

4) стратегию увязывания уровня цен с уровнем разра­ботки информационного продукта.

Прежде чем применять на практике ценовую политику следует определить сложность уровня цен. Это делается на основе цен фактических договоров.

Существуют следующие разновидности рыночных цен:

1. Справочные цены (средние) не отражают реальной картины, поскольку обычно представляют различные скидки, однако мало меняются при изменении конъюнктуры.

2. Контрактные цены имеют некоторые резервы для снижения в результате переговоров продавца и покупателя.

3. Подвижные цены, которые могут быть пересмотре­ны в случае изменений условий, оговоренных в контракте.

4. Скользящие цены определяются в момент исполне­ния контракта путем пересмотра договорной цены с учетом изменений в издержках производства.

5. Экспортные цены учитывают прибыльность сбыта на внешнем рынке, а также экономические и политические условия страны-импортера.

Рыночный процесс формирования конечной цены и получение прибыли от реализации информационных продук­тов (услуг) происходит на рынке с учетом спроса и предложе­ния на них. В связи с этим величина получаемой прибыли за­висит от колебания уровня цены на любой вид информацион­ных продуктов на рынке. Таким образом, ценовая политика должна способствовать достижению результатов:

• максимизации рентабельности чистого собственного капитала (отношение прибыли к общей сумме активов балан­са за минусом всех обязательств);

• максимизации рентабельности продаж (отношение прибыли к общей выручке от продаж в процентах);

• максимизации рентабельности всех активов (отноше­ние прибыли к общей сумме активов баланса, сформирован­ных как за счет собственных, так и заемных средств);

• наиболее высоких стабильных темпов роста продаж;

• стабилизации цен и присутствия фирмы в общем объ­еме продаж данного сектора рынка.

В процессе рыночного ценообразования государство непосредственно не принимает участия, но регулирует цены на отдельные, стратегически важные продукты и услуги, в том числе и в сфере информационной деятельности.