Оборудование, приборы, приспособления и инструменты для разборочно-сборочных и ремонтных работ
На современных АТП выполняется большой объем работ по текущему ремонту узлов и агрегатов автомобилей. Для рациональной организации ТР узлов и агрегатов автомобилей на АТП широко используется различное технологическое оборудование. Наиболее широкое применение нашли стенды для разборки, сборки и ремонта узлов и агрегатов автомобилей. Применение этих стендов на АТП позволяет значительно облегчить труд ремонтных рабочих и увеличить производительность их труда. Конструктивно все стенды состоят из одной или двух стоек, на которых в зависимости от моделей автомобилей и ремонтируемых агрегатов устанавливаются поворотные столы со сменными установочными приспособлениями. Поворотные столы обеспечивают поворот ремонтируемых агрегатов в вертикальной плоскости с фиксацией поворота. Различают стенды с ручным и электромеханическим приводом.
Операции по отвертыванию и завертыванию наружных и внутренних гаек колес и стремянок рессор грузовых автомобилей и автобусов при ТО и Р являются трудоемкими., требующими приложения больших физических усилий от исполнителя. Для их механизации, сокращения трудоемкости выполнения, облегчения условий трудапримонтаже и демонтаже колес и рессор, в нашей стране выпускается несколько моделей передвижных электромеханических гайковертов.
Для отвертывания и завертывания гаек колес грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов служат передвижные, реверсивные, инерционно-ударные гайковерты. Крутящий момент затяжки на ключе за один удар составляет до 40 кгс • м, допустимый крутящий момент на ключе до 150 кгс • м. Для снятия и установки рессор грузовых автомобилей выпускаются гайковерты напольного и канавного типа. Оба типа гайковертов передвижные, с электромеханическим приводом.
В конструкциях некоторых типов гайковертов возможна регулировка прикладываемого крутящего момента при помощи специальной муфты путем затяжки ее пружины. При превышении заданной величины крутящего момента пружина проскальзывает. Диапазон изменения крутящего момента составляет 30—120 кгс • м.
Кроме передвижных гайковертов промышленностью нашей страны освоен выпуск переносных пневмогайковертов массой до 3,5 кг, которые могут быть использованы для отвертывания и завертывания гаек колес грузовых автомобилей. Диаметр резьбы заворачиваемых гаек и болтов до М1б. Рабочее давление сжатого воздуха 5 кг/см2. Мощность электродвигателя 0,4 кВт. Число ударов ударного механизма 1250 в минуту.
Для разборки, сборки и регулировки сцеплений на АТП используются настольные, пневматического типа стенды. Усилие сжатия при рабочем движении воздуха 4— 5 кгс/см2 составляет 1500—2000 кгс. Масса стендов 63—65 кг. Все они просты по устройству, дают возможность быстро и качественно производить разборку, сборку и регулировку сцеплений, обеспечивая при этом необходимую безопасность выполнения работ.
На АТП широко используются верстачные переносные и стационарные гидравлические прессы для выполнения таких операций ТР, как запрессовка, выпрессовка, гибка и правка различных деталей автомобилей (втулок поршней, поршневых пальцев, шестерен, осей механизмов автомобиля). Наибольшее распространение получили гидравлические монтажно-запрессовочные прессы стационарного типа, с развиваемым усилием от 50 тс до 40 тс, или переносные с максимальным усилием 10 тс.
Для шлифовки рабочих поверхностей клапанов, толкателей и коромысел газораспределительного механизма двигателя используются настольные электромеханические приспособление, которые могут быть использованы также для производства других круглошлифовальных и заточных работ.
Ремонт тормозов представляет собой наиболее обширную часть ремонта автомобилей. Кроме замены накладок, на АТП применяют механическую обработку барабанов, дисков и новых накладок для придания им точной геометрический формы и обеспечения равномерного прилегания поверхностей трения. Для механизации работ по расточке тормозных барабанов используются станки и установки для расточки тормозных барабанов в сборе с колесами. Предельные размеры обрабатываемых изделий составляют от 180 до 400 мм. Станки комплектуется шлифовальным механизмом, приспособлением для правки шлифовального круга, приспособлениями для установки на станок колодок, наборами оправок для крепления барабанов на шпинделе.
Для клепки фрикционных накладок тормозных колодок и дисков сцеплений автомобилей различных марок выпускаются стационарные пневматические прессы. Диаметр стержня расклепываемой заклепки до 8 мм. Усилие, развиваемое при давлении воздуха 4 кгс/см2, составляет 2400 кгс, максимальный ход штока 35 мм.
В нашей стране выпускается широкая номенклатура слесарно-монтажного и специального инструмента различного типа.
Это и комплекты двусторонних ключей гаечных с открытыми зевами, предназначенных для выполнения сборочных и разборочных работ при ТО и ремонте автомобилей. Это и комплект ключей гаечных специальных автомобильных накидного типа. Их достоинством по сравнению с открытыми ключами являются небольшие размеры головок, высокая прочность, безопасность в работе. Для выполнения монтажно-демонтажных работ используются также ключи гаечные торцовые немеханизированные со сменными головками. Массы комплектов составляют (без футляров) от 1,5 до 2,6 кг.
При ТО и ТР часто возникает необходимость производить окончательную затяжку некоторых резьбовых соединений с приложением определенного крутящего момента, чтобы исключить возможность деформации деталей, для повышения выносливости резьбового соединения и предотвращения надрыва резьбы в процессе затяжки болтов и гаек. Успешное выполнение этих условий возможно при использовании динамометрической рукоятки, состоящей из пружинного цилиндрического стержня, на одном конце которого укреплена головка с квадратом 12,7 мм под стенные торцовые головки, на другом — ручка и градуированная шкала (в кгс • м). В головке рукоятки закреплена стрелка. Предел измерений по шкале до 30 кгс • м.
Кроме вышеперечисленных, выпускаются специализированные наборы инструмента для обслуживания и ремонта различных систем, узлов и агрегатов автомобилей. Среди них: комплект инструментов для ТО и ремонта электрооборудования автомобилей, комплект инструмента для регулировщика-карбюраторщика, комплект инструмента для электрика-карбюраторщика, для выполнения работ по ТО-1, комплект инструмента для регулировки углов установки управляемых колес легковых автомобилей; набор инструмента для шиноремонтника и др.