Условия формирования рынка земель с.-х. назначения в России

Рынок земли, являясь одним из важных факторов экономического роста в России сам по себе зависит от системной экономики, т.е. общего состояния экономики АПК. Основой функционирования рынка земли служит спрос на земельные участки. Спрос на землю, как и на любой другой производственный ресурс, определяется экономичностью в процессе использования, т.е. получение прибыли для нормального функционирования производства. С.-х. угодья – ресурс общего жизнеобеспечения страны, использование которого сегодня экономически не выгодно. Это и определяет спрос. Земледелие на сегодня является не только низкорентабельным, но и рискованным. Кроме того, по истечении определенного времени всем ясно, что прошедшая приватизация земли далеко не единственный фактор организации эффективного хозяйствования на земле. Дороговизна сопряженных с землей ресурсов сводит на нет спрос на землю, как производственный ресурс. Сегодня преобладает покупка земли, не связанной с сельскохозяйственной деятельностью.

Расширение спроса на земли с.-х. назначения возможно при определенных условиях:

1.Финансовое оздоровление с.-х. организаций

2.Информационное обеспечение земельного рынка

3.Приведение в соответствие площади обрабатываемой земли с материальными, техническими и трудовыми ресурсами;

4.Упорядочение земельных долей.

 

Подробнее:

1. Механизм финансового оздоровления на современном этапе должен идти по направлениям:

-списание долгов, образовавшихся по причине ускоренной аграрной реформы, т.е. просчет в государственной политике. Скопившиеся у с.х. товаропроизводителей долги по своей сумме исключают возможность погашения их в любой перспективе.

-необходимо на государственном и региональном уровнях установить контроль за паритетом цен на с.-х. продукцию и промышленную, потребляемую селом рыночными и нерыночными методами.

-гос. стимулирование эффективного хозяйствования, через систему дотаций, налоговых льгот, субсидий.

2. Информационное обеспечение земельного рынка включает совокупность сведений, методов и средств сбора, накопления, хранения и выдачи информации;

-организацию обработки данных, анализа, прогнозирования и регулирования рыночных сделок с землей. В качестве накопителя информационной базы служит система земельного кадастра и мониторинга. В соответствии с положением о порядке ведения зем. кадастра и мониторинга земель, обе эти системы ведутся по всем землям РФ. Получение земельной информации обеспечивается путем космо- и аэросъемочных работ, топографических, геоденических, почвенных и др. обследований. Мониторинг земель выявляет изменения и проводит оценку по позициям: 1. качественное состояние земель в разрезе землепользований, угодий, полей, участков, это включает изменение плодородия почвы, эрозию, структуру, заболачивание и т.д.; 2. процессы, вызванные образованием оврагов, оползней и т.д.; 3. Состояние береговых линий, земель поселений и других объектов.

В земельном кадастре отражается информация о правовом режиме земель:

-права на землю и связанную с ней недвижимость

-режим пользования

-ограничения

-распределение по собственникам

В зем. кадастре отражается качественная характеристика земель, их кадастровая стоимость.

3.Приведение в соответствие площади обрабатываемой земли с материальными, техническими и трудовыми ресурсами; Товарное с.х. в России представлено 3 типами: крупными предприятиями, кфх, лпх. Перед землепользователями стоит вопрос о рационализации землепользования. Проблема приобретения с.-х. угодий для кфх и лпх состоит в расположении зем. участков, которые д.б. хозяйственно доступны. Источником предложения земли на рынок является фонд запаса, созданный за счет земель с.-х. назначения , переданных в период приватизации в фонд перераспределения и за счет земель, которые не обрабатываются. Для реализации данного направления необходимо на уровне сельских районов: 1. провести инвентаризацию земель с.-х. назначения по предприятиям с целью выявления площадей, находящихся в общей собственности, собственности гос-ва, необрабатываемых площадей. 2. с учетом имеющейся и прогнозируемой ресурсной базы с.х. организации обосновать площадь, которую с.-х. организация может обрабатывать, т.е. эффективно использовать. 3. Сформировать за счет высвобожденных земель фонд перераспределения земель. При этом необходимо помнить, что приоритетным в развитии с. х. России остаются с.х. организации. В результате данной акции будут выявлены площади, которые через земельный рынок могут формировать новые и оптимизировать имеющиеся землепользования. Будут выявлены земли, которые утратили свои продуктивные качества. Они д.б. переведены в состав других угодий: в фонд консервации, восстановления.

4.Упорядочение земельных долей.

В настоящее время около 70% с.х. угодий используемых предприятиями находятся в долевой собственности. Закон «Об обороте земельс.х. назн» обязует владельцев земельных долей определиться со своей долей, согласно перечня имущественных сделок с недвижимостью, предусмотренного ГК РФ , одновременно в нем указывается на необходимость оформления идеальных земельных долей в натуральные зем участки, т.е. выделение земли на местности. Чтобы эта мера не стала угрозой для землепользования предприятий подходить к этой проблеме необходимо комплексно в системе обоснования для с.-х организаций зем. площади с учетом ресурсов. В этой связи на карте д.б .выделены земли гос. земли, земли неиспользуемые и земли общей собтвенности. Одновременно владельцы зем. долей прнимают решение оставляют ли они свою зем. долю в землепользовании хозяйства или выделяют в обособленный земельный участок. При этом существует 2 подхода к передаче доли в состав землепользования с.-х. организации: 1. Оставить ее с потерей права собственности , т. е. путем внесения в качестве взноса в уставный капитал; 2. передать в аренду на 49 лет.