Загрязнение Мирового океана и охрана окружающей среды

 

 

Проблемы загрязнения окружающей среды и, в частности, Мирового океана в последние десятилетия сильно обострились. Хозяйственная деятельность человека приводит к глобальным изменениям окружающей среды. Непрекращающийся рост населения Земли, рост промышленного и сельскохозяйственного производства приводят к различным последствиям, иногда представляющим серьезную опасность для будущих поколений. Охрана природы стала задачей нашего века, социальной проблемой.

Современная экологическая ситуация в Мировом океане характеризуется:

переносом загрязняющих веществ океаническими течениями на большие расстояния и поражением наиболее уязвимых изолированных и полуизолированных экологических систем (холодноводных, коралловых рифов и др.);

возникновением полей хронического загрязнения;

дальними переносами загрязняющих веществ воздушными потоками и их осаждением на подстилающую поверхность океана;

переносом загрязняющих веществ из поверхностных в более глубокие слои океана и накоплением их в морских организмах и взвесях.

Наиболее распространенный загрязнитель моря - нефть. Она в водоемах образует пленку, загрязняет дно и дает ядовитые растворимые компоненты. Этими факторами и определяется влияние нефти на биологические ресурсы моря. При разложении поверхностной пленки образуются летучие продукты, выделяющиеся в атмосферу. Оседающие на дно тяжелые фракции под влиянием бактерий тоже распадаются на различные вредные вещества. Нефтяная пленка на поверхности воды увеличивает поглощение солнечной энергии, что отрицательно влияет на планктон и подрывает всю пищевую цепь. Нефть вызывает прямое отравление организмов, она вводит вредные, в том числе канцерогенные вещества в морскую биологическую цепочку и пищевые ресурсы моря.

Нефть и нефтепродукты в умеренных количествах могут попадать в море, например, в результате перевозки в одних и тех же отсеках поочередно нефтепродуктов и забортной воды (в качестве балласта). Более опасны аварии танкеров с нарушением непроницаемости корпуса, в результате которых в море сразу выливается большое количество нефти. Такие разливы наносят большой ущерб окружающей среде, и бороться с ними бывает очень трудно. За многие годы перевозок нефтепродуктов и эксплуатации нефтяных скважин в мировой практике случались порой очень крупные разливы. Например, при аварии танкера «Торри Каньон» вылилось около 100 тыс. т нефти, танкера «Амоко Кадис» – 230 тыс. т. Всего в период 1974 – 1980 гг. в результате аварий танкеров в море вылилось 2731 тыс. т нефти, а при авариях судов других типов – около 166 тыс. т нефтепродуктов. Известна сравнительно недавняя (январь 1997 г.) авария отечественного танкера «Находка» вблизи берегов Японии. В условиях сильного волнения танкер с грузом мазута переломился на две части, кормовая оконечность затонула, а носовая была отбуксирована в Японию.

В Мировой океан попадают пестициды (химические препараты для борьбы с вредителями, сорняками, болезнями растений), в том числе гербициды (средства борьбы с сорняками). Они почти не поддаются биологическому разложению и, накапливаясь в планктоне и рыбе, попадают в организм человека.

Соединения азота и фосфора, значительная часть которых попадает в моря из почв, в которые вносились удобрения, приводят к быстрому размножению микроскопических водорослей и «цветению» воды; в результате уменьшается содержание в воде кислорода. Могут начаться процессы гниения.

Мусор, сбрасываемый в море, переносится на большие расстояния и, скапливаясь в прибрежных районах, ухудшает их санитарно-гигиеническое состояние. Он может загрязнять дно и ухудшать условия воспроизводства рыбы.

Сброс в море неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод представляет серьезную бактериологическую опасность.

В настоящее время охрана окружающей среды выделена в специальную функцию государства. Сюда входят: определение и учет воздействия общества на природу, поиск принципиально новых безотходных и малоотходных технологий, ресурсосберегающих методов производства и способов утилизации отходов; внедрение экономических методов охраны природы на основе платы предприятий за использование природных ресурсов, за выброс в атмосферу и сброс в водоемы загрязняющих отходов; планирование и осуществление мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с национальными программами; материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий; принятие нормативных актов, регулирующих порядок охраны природы; контроль за соблюдением природоохранного законодательства и состоянием природы; воспитание граждан в духе бережного отношения к природе.

Для ограничения вредного воздействия человека на окружающую среду существует широкий комплекс мер. Он включает экологическую экспертизу объектов и проектов строительства и реконструкции, контроль состояния окружающей среды, экономические меры и др. Для охраны морей от загрязнений с судов в 1973 г. была принята международная конвенция МАРПОЛ 73/78, дополненная Протоколом 1978 г. Она содержит основные юридические положения, вопросы передачи сообщений об инцидентах и арбитража, правила сброса загрязнителей с судов, уточняет ряд правил по предотвращению загрязнения нефтью. Кроме того, имеется еще несколько международных конвенций по вопросам охраны Мирового океана от загрязнений. В частности, приняты некоторые важные правила, касающиеся конструкции судов, перевозящих нефть и нефтепродукты.

Более подробно эти вопросы изучаются в курсе экологии (см., например, пособие Антоненко Н.Ю., Антоненко С.В. «Учет требований экологии в судостроении», ДВГТУ, 1995).