Основные факторы макросреды функционирования предприятия
|
|
Рисунок 3.1 Основные факторы макросреды функционирования предприятия
Демографическая среда.. Демография - наука, изучающая население с
точки зрения его численности, плотности и т.д. Наиболее существенными демографическими тенденциями являются:
1) Мировой демографический взрыв - народонаселение растет "взрывными" темпами. В 1981 г. его численность составляла 4,5 млрд. человек. С тех пор оно увеличивается на 2 % ежегодно. При таких темпах роста через 33 года население мира удвоится.
Демографический взрыв вызывает беспокойство по двум причинам: во-первых, ресурсов планеты может просто не хватить для поддержания жизни такого количества людей, особенно с учетом того, что большинство стремится обеспечить себе более высокий уровень жизни; во-вторых, рост численности населения идет более быстрыми темпами в странах, которые меньше всего могут себе это позволить.
Рост численности населения ведет к увеличению потребностей, которые бизнесу необходимо удовлетворить, что означает рост рынков при наличии достаточной покупательной способности. Но если покупательная способность окажется недостаточной, наступит спад и произойдет сужение рынков.
2) Снижение рождаемости в РФ. В настоящее время в РФ существует "дефицит рождений". По расчетам специалистов к 2000 г. оно возрастет до ... млн. чел. Однако, несмотря на общий рост численности, темпы прироста, начиная с ... года существенно замедлились.
3) Старение населения России. Снижение смертности говорит о том, что люди нынешнего поколения живут дольше. Средняя продолжительность жизни достигла ... лет, увеличившись на ... лет по сравнению с 1900 г.
Численность разных возрастных групп меняется разными темпами. Самый . большой рост численности будет отмечаться в возрастной группе лиц от 35 до 55 лет. В нее входят люди с прочным профессиональным положением, составляющие крупный рынок покупателей больших домов и квартир, автомобилей и одежды.
4) Перемены в семье. Под влиянием ряда факторов семья претерпевает изменения. Во-первых, браки становятся более поздними. А отсюда замедляется сбыт обручальных колец, уборов для невест и т.п. Во-вторых, в семьях становится меньше детей. В-третьих, большой процент браков заканчивается разводами, т.е. возрастает нужда в дополнительной жилой площади, мебели и прочих товарах для дома. В-четвертых, большой процент замужних женщин работают, т Работающие женщины составляют рынок покупателей хорошей одежды и т.п. Одновременно сокращается зрительская аудитория телевизионных передач и круг читательниц женских журналов.
5) Повышение образовательного уровня и рост числа служащих. Экономическая среда. Помимо самих людей, для рынков еще важна их
покупательная способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов.
Ответной реакцией россиян на сегодняшнее экономическое положение стал более осторожный подход к совершению покупок. В настоящее время покупаются в основном продукты питания, так как у населения нет средств на покупку дорогостоящих товаров, в том числе одежды, аппаратуры, холодильников и т.п.
Маркетологи должны учитывать и характер распределения доходов. А распределение доходов в России носит неравномерный характер. Лидируют потребители, принадлежащие к высшему классу, а также те люди, которые занимаются коммерцией. Но коммерция в настоящее время извращена: это не производство, а перепродажа товаров по более высоким ценам. На характер затрат этих людей никоем образом не сказались последние события в экономике. Они остаются основными потребителями рынков сбыта предметов роскоши.
Маркетологи должны учитывать и географические различия в структуре распределения доходов и сосредотачивать свои усилия на районах, открывающих самые перспективные возможности.
Природная среда. В настоящее время проявляется все возрастающее беспокойство общественности по поводу того, не разрушает ли промышленная деятельность окружающую природную среду. Выдвигаются различные меры по охране окружающей среды. Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые фирмы производят и предлагают рынку.
1) Дефицит некоторых видов сырья. Вода и воздух могут показаться неисчерпаемыми видами природных ресурсов, но некоторые группы защитников окружающей среды видят в перспективе угрозу и для них. Эти группы выступают за запрещение продажи некоторых препаратов в аэрозольных упаковках, поскольку они могут нанести потенциальный вред озона в атмосфере. А с водой в ряде районов мира проблемы возникли уже сегодня.
Использование возобновляемых ресурсов, таких как лес и продовольствие, требует внимания. Чтобы сберечь почву и обеспечить достаточное количество лесоматериалов для удовлетворения спроса в будущем, фирмы, занимающиеся лесоразработками, должны восстанавливать насаждения на вырубленных площадях.
Серьезная проблема возникает в связи с истощением таких невозобновимых запасов, как нефть, каменный уголь и другие полезные ископаемые.
2) Удорожание энергии. Самая серьезная проблема обеспечения экономического развития в будущем возникла в связи с одним из невозобновляемых видов природных ресурсов - нефтью. Экономика ведущих промышленно развитых стран мира во многом зависит от поставок нефти, до тех пор, пока не будут найдены экономически выгодные заменители этого энергоносителя, нефть будет продолжать играть доминирующую роль в мировой политике и экономике. Высокая стоимость нефти (2,33 долл. за баррель в 1970 г., 34,00 долл. за баррель в 1982 г., 25,00 долл. за баррель в 2001 г.) породила лихорадочные поиски альтернативных энергоносителей. Снова стал популярен каменный уголь, ведутся исследования по изысканию практических путей использования солнечной, ядерной, ветровой и прочих видов энергии. Только в области солнечной энергии сотни фирм предлагают оборудование для обогрева жилых помещений
и прочих целей.
3)Рост загрязнения среды. Промышленная деятельность почти всегда наносит вред состоянию природной среды. Озабоченность общественности открывает перед чутко реагирующими на обстановку фирмами хорошую маркетинговую возможность. Создается емкий рынок средств по борьбе с загрязнением, таких, как скрубберы и агрегаты, работающие по технологии рециркуляции исходных материалов.
4) Решительное вмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Руководство службой маркетинга должно держать в поле зрения все эти проблемы, чтобы иметь возможность получать необходимые для деятельности фирмы природные ресурсы, не нанося при этом вреда окружающей среде. В этом смысле предпринимательская деятельность, наверняка окажется под сильным контролем как со стороны государственных органов, так и со стороны влиятельных общественных групп.
Научно-техническая среда. Любая новая техника появляется на месте старой. Научно-техническое новшество чревато крупными долговременными последствиями, которые не всегда удается предвидеть. Так, например, производство противозачаточных средств привело к уменьшению размеров семей, росту числа работающих замужних женщин и увеличению их самостоятельных доходов как результат - увеличились затраты на путешествия и туризм, приобретение товаров длительного пользования и ряда других вещей. Предприниматель должен внимательно следить за ведущими тенденциями в рамках научно-технического комплекса.
Общественности нужно знать, что предлагаемые новинки безопасны. Государственные учреждения изучают товары и запрещают те из них, которые могут оказаться потенциально опасными.
Научно-технический прогресс сталкивается с оппозицией со стороны тех, кто видит в нем угрозу природе, угрозу вторжения в личную жизнь, угрозу всему естественному и даже человеческой природе. Различные группы выступа от против строительства атомных электростанций, высотных зданий и т.д.
Предпринимателям необходимо разбираться в изменениях, происходят их в научно-технической среде, и в том, как новая техника и технология мо гут быть поставлены на службу удовлетворения человеческих нужд.
Политико-правовая среда. На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политико-правовой среде. Эта среда складывается из правовых законодательств, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают влияние на развитие предприятие, и ограничивает свободу его действий в рамках общества.
Политический климат, ситуация в стране и в мире в целом влияют на рыночную конъюнктуру, а также среднюю и долгосрочную перспективу.
С течением времени растет число законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Это происходит по ряду причин: необходимость защиты фирм друг от друга; защиты интересов и прав потребите; ей; защиты интересов общества в целом.
Руководители предприятий, маркетологи должны хорошо знать федеральные законы и законы Республик, под действие которых попадает их деятельность.
В нашей стране в своей деятельности предприятия руководствуются Гражданским кодексом РФ, многими законодательными актами РФ и РБ, другими нормативными актами.
Культурная среда. Основные культурные ценности общества находят выражение в следующем:
1) Отношение людей к самим себе. Люди отличаются друг от друга степенью сосредоточенности на удовлетворении личных желаний в противовес заботам об интересах других.
Маркетинговых последствий теории "общество - это я" множество. Люди пользуются обычными и марочными товарами и услугами в качестве средств самовыражения. Они покупают автомобили "своей мечты", отправляются и отпуск "своей мечты". Они проводят больше времени на воздухе, занимается спортом. У индустрии досуга (путешествия, спорт, искусство, ремесло) хорошие перспективы роста в том обществе, члены которого ищут самоудовлетворения.
2) Взаимоотношения людей друг с другом. По степени общительности люди бывают разные - от затворников, избегающих всякого общения, до ярых коллективистов. Результаты опросов выявили озабоченность взрослых людей проблемами социальной изоляции и сильное стремление к установлению межличностных контактов. А это предполагает широкие перспективы для товаров и услуг "общественного характера", таких как клубы здоровья, организации отдыха, игры. Одновременно это предполагает и рост рынка вещей, позволяющих одинокому человеку не чувствовать себя таковым, таких как видеоигры и компьютеры.
3) Отношение людей к обществу. По отношению к обществу, в котором они живут, люди занимают разные позиции - от патриотов, выступающих в его защиту, до реформаторов, желающих изменить его, и недовольных, желающих покинуть его. Отношение людей к своему обществу сказывается и на структуре потребления, и на объеме сбережений, и на взглядах на рынок.
4) Отношение людей к природе. Любовь к природе ведет к росту популярности путешествий (бизнес ответил на это выпуском туристского снаряжения, палаток и прочих принадлежностей для любителей Отдыха на природе).
5) Отношение людей к мирозданию. По мере утраты религиозности люди м стремятся сполна насладиться своей земной жизнью. Они ищут товары и услуги, которые несут с собой развлечения и удовольствия. А тем временем религиозные институты начинают обращаться к деятелям маркетинга за помощью в переработке привлекательных постулатов религии таким образом, чтобы они могли составить конкуренцию светским соблазнам современного общества.