ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ положений нового уголовно-процессуального законодательства и в частности правового статуса участников уголовного судопроизводства позволяет сделать вывод о том, что несмотря на то, что разработчики УПК РФ стремились превратить уголовный процесс в “более состязательный”, расставив его участников на стороны обвинения и защиты, им не удалось быть всегда последовательными. Российский уголовный процесс не потерял своего преимущественно розыскного характера.

Поскольку в первоначальной редакции УПК РФ было недостаточно обращено внимания на совершенствование досудебного производства, в частности, на процессуальное положение органов расследования: следователя, органов дознания, дознавателя, это потребовало последующий корректировок. Внесенные в УПК РФ Федеральным законом № 87-ФЗ от 5 июня 2007 г. изменения в УПК и Федеральный закон «О прокуратуре РФ» направлены на усиление процессуальной самостоятельности следователя, обособление органов следствия от прокуратуры, лишения прокурора возможности осуществлять уголовное преследование в личном качестве.

Потребность в реформе следственного аппарата и укреплении процессуального статуса следователя была связана с тем, что деятельность следователя поставлена под тройной контроль: ведомственный, прокурорский, судебный; о его процессуальной самостоятельности в этих условиях говорить довольно трудно. Кроме того, имеются организационные и кадровые проблемы. Так, в системе органов внутренних дел России следователей со стажем работы до 3-х лет - 42,2%, из общего числа следователей только 48,2% имеют высшее юридическое образование. Эти цифры свидетельствуют о том, что укрепление именно этого звена уголовного судопроизводства, в том числе правовыми средствами, острая потребность правоохранительных органов.

Новый УПК РФ по-прежнему не учитывает, а в некоторых случаях снижает роль органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. С другой стороны, перенасыщение суда многочисленными юстициальными полномочиями привело к тому, что его постоянная включенность в контроль за предварительным расследованием приводит к противоречию со статусом суда как органа правосудия.

Для того, чтобы эффективно реформировать уголовный процесс, сохранив профессиональное ядро органов расследования, прокуратуры и судов необходимо понимать, что справедливое судебное разбирательство, предполагает разумное наделение процессуальными полномочиями участников уголовного судопроизводства, в том числе и в досудебном производстве.