Менеджмент риска

 

Процесс оценки рисков, с которыми сталкивается предприниматель, и минимизации потерь, связанных с этими рисками, называют менеджментом риска. Предприниматель должен знать, как можно уменьшить степень вероятности ряска до наиболее низкого возможного уровня, предусмотреть возможность п. уменьшения негативных последствий риска даже в случае самых неблагоприятных событий.

Основные методы менеджментного риска (уменьшения его размера): избежание, удержание, снижение, передача.

1. Риска можно избежать, что означает простое уклонение от любой деятельности, содержащей определенный риск. Практически это означает не брать на себя риск выше привычного уровня, в связи с чем в экономической литературе можно встретить рецепты выживания, имеющие подобную направленность: максимально сократить хозяйственные связи за пределами своего региона, учитывать в договорах возможное повышение цен и т.п. Однако в абсолютной форме требование избежания любого риска не может быть реализовано, так как определенный риск присущ любому виду предпринимательской деятельности.

2. Риск можно удержать, то есть принять на себя, оставить на своей ответственности как неотъемлемую часть предпринимательства. В практике предпринимательства брать риск на себя целесообразно в следующих случаях:

когда потенциальная потеря слишком незначительна, чтобы о ней беспокоиться;

когда эффективный менеджмент позволяет снизить риск (и этот сниженный риск можно принимать на свою ответственность);

когда затраты на страхование непомерно велики;

когда никаких других возможностей защиты от риска нет.

3. Риск нужно постараться снизить с использованием различных мер превентивного (предупреждающего) характера, которые направлены на предупреждение непредвиденных разрушительных событий с целью снижения вероятности и величины ущерба (осуществление мероприятий по технике безопасности, охране предприятия, предупреждению инфекционных заболеваний животных и др.).

Одним из распространенных и надежных способов снижения риска является самострахование, которое осуществляется путем создания в предпринимательской организации специальных страховых запасов (семян, кормов, топлива и др.) (меры компенсационного характера). Самострахование логично также в тех случаях, когда стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса. Оно имеет смысл и в тех случаях, когда вероятность убытков чрезвычайно мала или когда организация владеет большим количеством однотипного имущества.

Самострахование позволяет предпринимателю в критический момент иметь конкретные товарно-материальные ценности (запасы семян определенного сорта и кондиции и др.) Однако оно имеет ярко выраженные экономические границы, так как средства, которые предприниматель может отвлечь в резерв, не беспредельны.

4. Передача риска - самый распространенный в предпринимательской деятельности метод его уменьшения. Передача риска чаше всею происходит путем страхования. Однако страхование лишь компенсирует возможный ущерб (полностью или частично) в денежной форме, но не возмещает утраченные товарно-материальны ценности.

Одним из способов передачи риска, которым широко пользуются сельскохозяйственные предприниматели, является банковский кредит Его недостаток заключается в том, что он предполагает возвратность полученных средств, к тому же с процентами.

Каждый из методов управления рисками имеет свои достоинства и недостатки, поэтому предприниматель обычно использует их в совокупности или в определенной комбинации. С точки зрения минимизации расходов любой метод управления рисками должен быть задействован, если он в конкретной ситуации требует наименьших затрат. К тому же каждый метод используется только до того момента, когда расходы на его применение не начнут превышать отдачу. Однако это правило обычно не применяется, если риск касается человеческой жизни или законности проводимой операции.

При управлении риском предприниматель руководствуется общими правилами: не рискуй больше, чем можешь себе позволить; думай о последствиях; не рискуй многим ради малого.

Наиболее важным является первое правило. Оно позволяет предпринимателю установить, какой риск требует первоочередного разрешения, принять решение о том может ли этот риск быть оставлен на собственном удержании без возможности банкротства. В практической деятельности предпринимателя это правило нередко конкретизируется следующим образом: никогда не вкладывай в новое умело больше 10% своего капитала.

Второе правило означает, что при решении вопроса об управлении риском для предпринимателя более важным является вопрос о размере возможного риска, а не о его вероятности. Поэтому при небольшом размере вероятного убытка и низкой его вероятности лучшим методом защиты от риска является его удержание. Страхование, наоборот, более целесообразно в случае, если вероятность страхового события мала, а вероятный убыток достаточно велик.

Третье правило касается рисков, которые могут быть «переданы». Оно определяет соотношение между страховой премией и страховой суммой. Имеется в виду, что, во-первых, риск не подлежит удержанию, если размер возможного убытка относительно велик по сравнению с сэкономленной премией; во-вторых, в некоторых случаях страховая премия может быть необоснованно высока по отношению к страховому покрытию (то есть в этом случае страхование обходится слишком дорого).