Действия и цели в структуре деятельности.

Действие неотделимо от деятельности, единицей которой оно является (А.Н.Леонтьев). Это позволяет утверждать, что «перенесение» действия из одной деятельности в другую (что идентично смене мотива) при сохранении предметного содержания должно затронуть его внутреннюю структур и изменить его смысловую окрасу. Именно этим путем и рождаются новые деятельности, возникают новые отношения к действительности. Такой процесс как раз и составляет ту, конкретно-психологическую основу, на которой возникают изменения ведущей деятельности и наблюдаются переходы от одной стадии развития к другой.

Аналогичные рассуждения содержатся в работе М.Г.Ярошевского (1971), который, доказывая тезис о единстве мотивационного и операционного аспекта деятельности, критикует отдельных зарубежных авторов утверждающих, что мотив не является непременным участником любого поведенческого акта в любой момент времени.

Действие, являясь органической частью (единицей) деятельности, направлено на цель. «… Действие должно рассматриваться не только как средство достижения цели, но и как процесс контакта субъекта с предметом, на основе которого конкретизируется цель, т.е. как средство формирования цели» (В.П.Зинченко, В.М.Гордон, 1976, стр.100). Цель, с точки зрения ее предметного содержания, позволяет рассматривать действие как самостоятельную единицу деятельности, способную переходить из одной деятельности в другую, сохраняя единообразие цели. В цели, а следовательно и в действии, можно выделить не только познавательную (предвосхищение будущего результата), но и мотивационную сторону (Л.И.Анцыферова, 1969). С.Л.Рубинштейн, рассуждая по поводу отношения мотивов и целей, писал: «Мотив заключает в себе отношение мотивов и целей человека к задаче – к цели – и к обстоятельствам, в которых перед индивидом встает задача и возникает действие. Это отношение составляет внутренний стержень действия, психологическое содержание которого включает также соотношение цели и средства, задач и способов их разрешения» (1973, стр.153). Данное выражение, на наш взгляд, отражает важное положение, что мотив в «снятой» форме присутствует в каждом конкретном действии (О.В.Дашкевич,1978). Деятельность обычно осуществляется совокупностью действий, подчиненных частным целям, выделяющихся из общей широкой цели. Цель действия не есть нечто неизменное и внешне однозначно заданное.

А.Н.Леонтьев отмечает, что цели не изобретаются, не становятся субъектом произвольно. Они даны в объективных обстоятельствах. Вместе с тем, выделение и осознание целей представляет собой отнюдь не автоматически происходящий и не одномоментный акт, а относительно длительный процесс апробирования целей действием и их, если можно так выразиться, предметного наполнения» (1975, стр.106).

Цель, как опережающее представление о результате, который должен быть достигнут, представляет собой в концепции академика А.Н.Леонтьева обязательно осознанный компонент деятельности, несущий особенно активную нагрузку. Осознание ближайшего результата, достижение которого осуществляет данную деятельность, является важным моментом в правильном формировании личности человека. Правильно поставленные цели активизируют личность. Они выполняют активную функцию даже в тех случаях, когда выполняемая деятельность непосредственно неприятная (Л.С.Славина, 1972).

Осознанность цели следует особо подчеркнуть, т.к. у ряда авторов при системном анализе направленного функционирования живых систем, цель мыслиться как материальная модель результата и может рассматриваться безотносительно к сознанию человека (П.К.Анохин, 1968; Н.Винер, 1958; Б.С.Украинцев, 1972).

Сформулированная цель должна содержать критерий «остановки», т.е. достижение результат и необходимую для решения информацию (У.Р.Реймон, 1968). В большинстве актов человеческой деятельности, цели выделяются субъектом в особом процессе целеобразования. Целеобразования заключается в «опробывании» первичной (предварительной) цели ее предметным исчислением и превращением в окончательную цель в ходе деятельности, совершаемое как длительный процесс (А.Н.Леонтьев, 1975).

Процесс целеполагания реализует многочисленные связи различных компонентов в структуре действия и деятельности, осуществляя связи действий друг с другом, и реализуя детерминацию, исходящую от мотивов (В.П.Зинченко и В.М.Гордон, 1976).

О.К.Тихомиров (1977) перечисляет различные формы механизмов целеобразования и отмечает, что предпосылками целеобразования является наличие потребности, мотива, особенностей иерархической структуры мотивационной сферы, препятствий, информации о результатах (новых результатов, недостигнутых результатов). Целеобразование может быть произвольным и непроизвольным. В последнем случае целелобразование протекает по механизмам установки. Большое значение реализации целеобразования придается невербализованным эмоциональным предвосхищениям, так называемым «операциональным смыслам», развитие которых в структуре действия и деятельности приводит к формированию цели.

Экспериментальное исследование участия мотивов в процессе целеобразования проведено Э.Д.Телегиной и Т.Г.Волковой (1977). Выявлено, что связи этих компонентов деятельности определяются механизмом уровня притязаний. Влияние эмоций на целеобразоание и эффективных следов от предшествующих результатов действий и операций экспериментально показано Ю.Е.Виноградовым, Н.А.Васильевым и Г.М.Бреславом (1977).

Постановка цели создает предпосылки для ее конкретизации с учетом условий и возможностей дальнейших преобразований. Это становится предметом аналитико-синтетической деятельности сознания, в процессе которой исследуются условия, выделяется предмет деятельности, раскрываются его свойства, отбираются необходимые действия (Л.И.Анцыферова, 1969). Конкретизация цели в конкретных условиях приводит к постановке задачи и выделению операций (способов действия).

При постановке задачи используется прошлый опыт действий. Он актуализируется изобретательно, что позволяет предположить о существовании фильтрующего механизма (Пейн, 1960). По мнению П.К.Анохина (1968) отбор «опыта» из памяти осуществляется на основе доминирующей мотивации. Для постановки задачи необходима особая активность исследовательского (поискового) типа. О.К.Тихомиров (1969), изучавший поисковую активность в структуре мыслительного действия, выделяет следующие характеристики условий: качественный состав, число элементов и отношение между ними, число преобразований условий, зависимость их от субъекта, число решений, неопределенность условий. Все эти особенности условий автор относит к формальной структуре задачи. Особо выделяются ценностные характеристики элементов ситуации и ее преобразований, которые характеризуют неформальную смысловую структуру задачи. Ю.Д.Бабаева (1976) к компонентам задачи относит цель, условия и степень стремления к цели.

Подводя итог изложенному, следует сказать, что задача представляет сложное образование, имеющее предметную и смысловую составляющие. Кроме этого в понятие задачи необходимо включить и субъективную оценку вероятности достижения результата, осуществляемой с помощью эмоциональных механизмов (эмоций уверенности-сомнений). При тождестве целей для различных субъектов задача выступит неодинаково, т.к. она включает широкий комплекс субъективных факторов личностной и индивидуальной природы (Э.Д.Телегина, 1976).