Идеология и политика компании

Формирование новой организационной структуры или комбинации сил могут вызвать любые внешние перемены. Так, новое открытие со временем становится причиной перехода инноваторской компании к механической форме. В тоже время, условиях постоянно меняющейся среды, механические организационные формы вынуждены трансформироваться в инноваторские. Изменения организационной структуры может носить временный характер. Так, оказавшаяся в кризисной ситуации механическая компания на время становится предпринимательской, чтобы дать возможность сильному лидеру определить новое направление ее развития и осуществить стратегический поворот. Именно такая ситуация имела место с приходом в корпорации Chrysler топ-менеджера Ли Якокки, когда она находилась в кризисном состоянии.

Аналогичные меры воздействия на повышение восприимчивости государственных предприятий к требованиям внешней среды в условиях глобального финансово-экономического кризиса приняты и Правительством Республики Беларусь. Так, в целях повышения предпринимательской деятельности руководящих работников и специалистов государственных предприятий по увеличению реализации готовой продукции принят Указ Президента Республики Беларусь № 49 от 28 января 2009 года и Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1003. Принятые решения позволили мотивировать как предпринимателей, так и специалистов на формирование новшеств в продвижении товаров как на внутренний, так и внешний рынок.

Учитывая положительные тенденции в реализации вышеприведенных решений и то, что Указ Президента Республики Беларусь № 49 от 28 января 2009 года имел силу действия только на один год, в 2010 году принят Указ Президента Республики Беларусь № 23 от 18 января 2010 года о продлении действия последнего.

Протекционизм государства в мотивировании формирования инновационных организационно-правовых форм хозяйствования состоял в принятии Указа Президента Республики Беларусь № 660 от 28 декабря 2009 года «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республику Беларусь».

Теоретически идеология представляет симбиоз положительных характеристик культуры компании, её уникальности и привлекательности.

Такая идеология может иметь место в компании любой формы. Она часто встречается в предпринимательских компаниях в силу того, что идеологии обычно создаются предприимчивыми и харизматическими лидерами.

 

Идеология побуждает членов компании к соблюдению внутренних организационных принципов. При этом решения принимаются исходя из настоятельных потребностей собственной компании, а не внешних обстоятельств или деятельности аналогичных образований.

Важнейшее значение идеологии состоит в том, что она способствует существенному повышению производительности конкретной организационной структуры. Преследуя цели повышения производительности, профессионализма или других движущих сил, компании очень легко расстается со своими членами. Когда это происходит в механической компании - как в McDonald's, очень восприимчивой к своим потребителям и легко реагирующими на ошибки сотрудников. На практике известно, что бюрократическая машина отличается медлительностью, однако идеология изменяет ее характер.

 

Идеология компании HONDA предполагающая эффект успеха посредствам ориентации на низкие издержки, обеспечила конкурентные преимущества компании по вхождению на рынок США. Так, концентрируя идеологию на низкую стоимость производства мотоциклов в пределах 250 долл. США по отношению к высокой стоимости данной продукции американских производителей в пределах 1000-1500 долл. США, продажи Honda в США возросли с $500 тыс. в 1960 г. до $7 млн. в 1965 г. В 1966 г. японским производителям уже принадлежало 63% американского рынка мотоциклов Honda. (23).