Этап сбора и анализа вторичной и первичной информации
Второй этап организации территориального маркетинга должен быть сориентирован в большей степени на исследовательскую работу, а именно сбор и анализ вторичной и формирование первичной маркетинговой информации о территории.
Вторичная информация — это информация ранее существовавшая, но разобщенная, устаревшая и поэтому требующая перепроверки, уточнения, обновления, дополнения. Изначально следует определить временной интервал, информацию за который мы будем анализировать, например, последние 5-10 лет. Следует обращать внимание лишь на наиболее интересные факты и события, которые вызвали значительные изменения тенденций социально-экономического развития территории.
Вторичной информацией являются:
• официальная статистика, информационные материалы органов власти;
• официальные нормативно-правовые документы, в том числе целевые территориальные программы;
• официальная символика (герб, флаг, гимн) территории;
• ранее изданные информационно-рекламные материалы о территории (буклеты, плакаты, календари, значки, открытки, фотоальбомы и др.);
• информация, размещенная на сайтах органов власти;
• межтерриториальные, региональные, международные проекты, совместные программы, которые осуществляла ранее или ведет сейчас территория;
• информация о частных лицах широко известных за пределами территории (культура, спорт, производство, медицина, образование и т. д.);
• календарь памятных дат и событий территории (спортивные соревнования, профессиональные праздники, публичные мероприятия и т. д.);
• информация в центральной и местной прессе о территории в области экономики, политики, спорта, культуры и по другим направлениям;
• сувениры и подарки с изображением символов территории;
• объекты материальной культуры: художественные произведения (кино, литература, музыка), документальные и видеофильмы, книги, открытки, посвященные или содержащие в себе ссылку, упоминание о территории в целом или об исключительных, уникальных объектах территории (архитектурных, рекреационных, этнографических, археологических, спортивных, научно-исследовательских, производственных и др.);
• сложившиеся словосочетания (фразеологизмы) о территории, 6 природных объектах и культурно-исторических памятниках, о жителях, о видах деятельности территории.
Для сбора вторичной маркетинговой информации о территории необходимо подключать широкую общественность — творческие союзы, музейных и библиотечных работников, студентов, школьников, частных лиц (краеведов, фольклористов, филателистов, книголюбов и др.). Можно организовать публичные мероприятия: провести тематические выставки в музеях, студенческие и школьные конференции, конкурсы среди читателей газет, цикл радио- и телепередач, общественные слушания.
Этап сбора вторичной маркетинговой информации может носить длительный характер, и поэтому важно определить необходимый и достаточный объем вторичной информации. Следует в первую очередь обращать внимание на ту информацию, которая отражает специфику территории, подчеркивает определенную исключительность территории или редко встречается у других, схожих по месторасположению, территорий (территорий-конкурентов, отвечающих на те же потребности).
Поиск ответов на вопросы об исключительности территории означает переход к выработке первичной маркетинговой информации о территории, которая пока отсутствует или ранее не исследовалась. Для сбора и анализа первичной информации следует привлечь экспертов от разных субъектов территориального маркетинга.
Изучение вторичной и сбор первичной маркетинговой информации о территории должны быть направлены на анализ внутренней и внешней среды территории.
На первом этапе проводится оценка внутренней среды территории. Анализ таких элементов внутренней среды территории, как характеристика и динамика развития ресурсов территории и параметров социально-экономического состояния территории, является традиционным. Обратим особое внимание на третий блок внутренней среды территории — качество территориального менеджмента. Традиционно заявляемая цель развития территории — повышение благосостояния жителей территории, защита интересов и безопасности во всех сферах деятельности и жизнеобеспечения — является некоторым сложением двух векторов: вектора действий непосредственно власти и вектора действий прямых участников процесса — жителей, бизнесов, НКО. Необходимо более четко обозначить ту часть усилий, за которые отвечают исключительно территориальные органы власти. Можно выделить три направления усилий органов исполнительной власти, которые следует рассматривать наиболее глубоко. Органы исполнительной власти обязаны обеспечить соблюдение прав и свобод жителей своей территории в пределах своей компетенции, организовать взаимодействие всех субъектов территории, заинтересованных в успешном развитии территории, создать условия для развития частных инициатив коммерческого и некоммерческого характера.
Для оценки качества территориального менеджмента следует:
• оценить цели и задачи деятельности исполнительного органа власти;
• проанализировать эффективность организационной структуры исполнительного органа власти;
• выявить наличие прямой личной ответственности руководителей организационных звеньев за исполнение поставленных задач;
• провести оценку внутреннего порядка (принятие, исполнение и контроль за исполнением управленческих решений), и внешнего (между организационными звеньями) процесса согласования и реализации комплексных управленческих решений;
• оценить уровень профессиональной квалификации и мотивации сотрудников. Основным критерием профессионального отбора муниципальных служащих должно стать понимание задачи квалифицированно оказывать общественные услуги с целью достичь максимального эффекта (социального, экономического, бюджетного и др.) с минимальными затратами средств в ограниченный период времени.
Именно этот третий блок внутренней среды территории (качество территориального менеджмента) часто нуждается в самом серьезном реформировании.
Далее проводится оценка внешней микро- и макросреды территории.
Оценка внешней микросрёды территории позволяет выявить элементы внешней микросреды и собрать информацию о количественных и качественных характеристиках в динамике последних 3-5 лет, выделить, какие изменения произошли или происходят по каждому элементу внешней микросреды и каковы последствия этих изменений для территории. Следует выделить как позитивные, так и негативные события, тенденции развития внешней микросреды территории. Необходимо подумать над тем, может ли территория (в лице субъектов территориального маркетинга) каким-либо образом усилить позитивные тенденции или минимизировать последствия негативных тенденций для территории.
Мы уже говорили, что следует изучать, прогнозировать и приспосабливаться к элементам внешней микросреды, а также влиять через косвенные механизмы на элементы внешней микросреды с целью повышения привлекательности и сохранения конкурентоспособности территории. Рассмотрим пример. В населенном пункте было расположено отделение почты. Анализ этого элемента внешней микросреды муниципального поселения выявил угрозу: Управление федеральной почтой по этому субъекту Федерации рассматривает вопрос закрытия отделения почты в этом населенном пункте по причине превышения текущих расходов над доходами отделения почты. Поскольку закрытие отделения почты приведет к ухудшению условий жизнедеятельности на территории, следует совместно с собственником рассмотреть все возможные варианты по сохранению отделения. В этом случае можно снизить размер арендных платежей за муниципальное помещение или предложить лучшее помещение (больших размеров) при том же размере аренды, в котором отделение почты сможет развивать новые почтовые и не почтовые услуги для населения, что приведет к увеличению доходов отделения.
Анализ внешней микросреды территории позволяет выявить перечень элементов, спрогнозировать развитие каждого из элементов внешней микросреды и определить отношение субъектов территориального маркетинга к дальнейшему существованию и развитию каждого из элементов внешней микросреды территории. Это позволяет скорректировать собственную позицию, определить приоритеты взаимоотношений с каждым из элементов внешней микросреды территории. Например, анализ внешней микросреды муниципального района позволил признать, что одной из основных негативных тенденций последних лет был конфликт между руководителем органа исполнительной власти муниципального района и Правительством субъекта Федерации. Во имя развития района следует решить данный конфликт, выработать политику взаимоуважения и взаимодействия.
Анализ внешней микросреды территории позволяет выявить информацию, которая в дальнейшем будет использована при разработке программ социально-экономического развития территории, позиционирования и дифференциации территории.
Внешняя макросреда территории задается группой факторов, каждый из которых должен восприниматься как объективная реальность, в рамках которой следует развиваться с максимальной эффективностью. Факторы внешней среды будут одинаковы для многих территорий, но могут иметь разное значение для конкретной территории, поэтому важно выделять те характеристики внешней макросреды, которые в максимальной степени оказывают воздействие на условия развития данной конкретной территории.
Например, для Республики Карелия можно выделить следующие значимые факторы внешней макросреды:
• политико-правовые факторы — комплекс правовых и нормативных документов федерального уровня, в том числе те из них, которые в максимальной степени могут определять развития Карелии, например, Лесной кодекс Российской Федерации;
• макроэкономические факторы, среди которых, учитывая значительную ориентацию бизнесов Карелии на экспорт, следует обращать внимание на изменение курса национальной денежной единицы или, учитывая наличие ограниченного количества собственных энергоресурсов Карелии, изменение тарифов на электроэнергию;
• социокультурные факторы, в том числе численность и тенденция изменения половозрастной структуры населения, а также миграционные потоки как из ближнего, так и из дальнего зарубежья на территорию Карелии, качество и культура национальных отношений, в том числе сохранение и развитие малых народов Карелии (вепсов);
• технологические факторы, Такие как, например, решение на федеральном уровне о возобновлении строительства АЭС на территории Карелии, введение новых российских стандартов качества, особенно на продукцию статусных для Карелии отраслей (переработка древесины, целлюлоза и др.).
Мы помним, что территория не может прямым и косвенным образом изменить факторы внешней микросреды. Следует минимизировать негативные последствия и/или извлекать из ситуации максимальную пользу. Например, мы признаем, что миграция создает ряд социально-экономических проблем для принимающей территории (незнание русского языка переселенцами из закавказских и азиатских государств СНГ осложняет их трудоустройство и не позволяет получить достаточный уровень доходов). Территории не стоит воспринимать эту ситуацию пассивно и следует выработать свою активную реакцию на процесс миграции, например, принять целевую программу миграции, в которой определить приоритеты территории (кто, в каком случае, при каких условиях, при соблюдении какой процедуры и т. д. может получить поддержку территориальных органов власти). Уважая национальные особенности, язык, культуру мигрантов, следует все-таки разработать для них ряд стимулов, которые бы способствовали более быстрой адаптации мигрантов к правилам и условиям жизнедеятельности принимающей их территории. Например, выделение дополнительных бюджетных средств для организации обучения русскому языку, основам культуры, традиций этой территории для детей и взрослых мигрантов способствует снижению непонимания, формирует лучший психологический климат, обозначает ожидания территории, дает возможность мигрантам найти работу и стать активными участниками жизни местного сообщества.
Анализ внешней макросреды территории позволяет выявить информацию, которая может быть использована при разработке отраслевых и целевых программ, уточнять условия специализации и кооперирования территории, выявлять новые точки и условия развития конкурентных преимуществ территории.
Из всего пакета первичной и вторичной маркетинговой информации следует выделить те параметры, изменение которых наиболее существенно для территории. Именно по этим параметрам в дальнейшем будет осуществляться текущий мониторинг.
Этап сбора и анализа вторичной и первичной маркетинговой информации территории предполагает большой объем работ, часть из которых осуществлялась ранее, но не имела целью высветить исключительность и конкурентные преимущества территории. Некоторые виды работ могут быть для экспертов принципиально новыми как по характеру задач, так и по методам сбора и рбработки информации. На данном этапе внедрения территориального маркетинга может потребоваться привлечь сторонних экспертов (частных лиц или консалтинговые организации, специализирующиеся по вопросам территориального менеджмента), оценки которых могут оказаться более непредвзятыми и объективными. Коллективное всестороннее обсуждение, доброжелательные и честные оценки событий, тенденций развития внешней и внутренней среды территории позволяют создать большую информационную базу для оценки комплекса территориального маркетинга и выработки политики территориального маркетинга.