Влияние международного права на развитие внутригосударственного. Общее и особенное у международного права и внутригосударственных правовых систем.

Косвенное воздействиемеждународного права на национальное право проявляется в том, что закрепляя в своей структуре и содержании те или иные прогрессивные принципы, нормы или положения, международное право подает тем самым своего рода пример и побуждает государства, в правовых системах которых эти принципы, нормы или положения отсутствуют, к их принятию и практическому осуществлению. Общий смысл его состоит в том, что в послевоенные годы «внутреннее право уделяет растущее внимание решению вопросов, связанных с международным правом», и что при этом основы их взаимодействия определяются конституционным путем.

Прямое воздействие международного права на национальное правопроявляется в нескольких направлениях. например, через объявление в конституциях государств и других законодательных актах общепризнанных принципов и норм международного права, а также через провозглашение международных договоров, заключенных государством, составной частью его национальной правовой системы. путем трансформации норм, содержащихся в конкретных международных договорах и обычном международном праве, в нормы внутригосударственного национального права. что если в первом случае при решении вопроса о проникновении международного права во внутригосударственное право создается общая конституционная норма, своего рода, правовая основа для более тесного взаимодействия двух систем права и одновременно — для оказания влияния международного права на национальное право, то во втором случае, в процессе трансформации норм обычного международного права и «договорного» права в нормы внутригосударственного права на базе общей конституционной нормы создаются более конкретные и более узкие по сфере своего регулятивного воздействия нормы.

общие черты.1. регулятивный характер системы международного права и национальных правовых систем. устанавливая определенные права и обязанности сторон — участников отношений, обе правовые системы создают пределы, рамки их поведения, направляют их действия в строго определенное правовое русло.

2. государственно-волевой характер норм нормы представляют собой продукт волевой деятельности людей, выступают как средство выражения и закрепления их социальных и материальных ценностей и интересов.

3. наличие общих черт и особенностей в объектах и предметах регулирования В качестве объектов регулирования выступают существующие в мире, в рамках отдельных стран и за их пределами, общественные отношения, которые могут быть опосредованы не только нормами права, но и другими социальными нормами. Весь этот массив общественных отношений теоретически и практически подлежит регулятивному воздействию как со стороны международного, так и национального права.

4. наличие общих черт, касающихся субъектов.Общность: 1) в отношении самого факта существования субъектов права в каждой из систем и 2) в наличии общих для каждой из них субъектов права. субъекты должны обладать такими общими для них всех признаками и чертами, какими не может обладать субъектыдругих социальных систем - правоспособности и дееспособности.

5. наличие общих черт, «заложенных» в источниках. Общность ряда источников проявляется в их природе, характере и даже в названии. например, правовые договоры, доктрины, обычаи и судебные решения.

ВГП и МП различаются по:

1. Субъектам права. Субъект – носитель прав и обязанностей. В ВГП – физические и юридические лица. В МП – государства (первичный субъект); международные (межгосударственные) организации, межправительственные организации (вторичные по отношению к государству, sui generis, особого рода, т.к. их правосубъектность не равно правосубъектности государств), квазигосударства, борящиеся за независимость нации. ООН тоже sui generis, т.к объединяет почти все государства, занимается практически всеми проблемами

2. Источникам (формы, в которых находят свое выражение нормы права). ВГП – законы, указы, постановления, построение источников носит иерархический характер, законы не должны противоречить конституции. В МП – международные договоры, обычаи.

3. Способам образования норм права. ВГП – специально созданные законодательные органы, нормы, по которым должны действовать юр. и физ. лица. МП – государства, нет специального органа.

4. Механизм обеспечения выполнения: ВГП: полиция, прокуратура, суды. МП – сами гос-ва.

5. если в системе отношений, составляющих предмет регулирования национального права, значительное место занимают отношения властвования и подчинения,то в системе отношений, образующих предмет регулирования международного права, таких отношений, по природе своей предполагающих наличие единого властвующего субъекта (суверена) и подчиненных ему субъектов, нет.