Вопрос 2. Отличие правовых актов органов исполнительной власти от других актов государственных органов и общественных объединений
Правовые акты органов исполнительной власти отличаются от закона тем, что, как уже выше отмечалось, они носят подзаконный характер, т.е. издаются на основе и во исполнение закона. Закон имеет высшую юридическую силу в системе правовых актов. Никакой правовой акт государственного управления не может отменить или изменить закон. Если акт управления противоречит закону, то действует закон. Кроме того, закон может отменить или приостановить действие акта управления.
Меньшей степенью юридической силы обладают акты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по сравнению с актами представительных (законодательных) органов субъектов Федерации.
От судебных актов (приговора, решения, постановления, определения) акты управления отличаются по юридическим свойствам, основаниям и порядку принятия. Судебный акт — это правовая форма выражения правосудия, он является актом применения нормы права к физическим и юридическим лицам. Поэтому судебный акт — индивидуальный акт, применяемый в связи с рассмотрением и разрешением судом дела о правонарушении или спора о праве. Большинство же актов управления издается в связи с совершением субъектами управления правомерных действий в целях осуществления руководства сферами и отраслями управления.
Судебные акты выносятся судами, которые независимы и подчиняются только закону. Следовательно, никто не может дать суду указание, как разрешить то или иное конкретное дело, в то время как правовые акты управления могут применяться субъектами управления на основе и во исполнение не только законов, но и указаний (распоряжений, предписаний) вышестоящих субъектов управления, которые в пределах своей компетенции в процессе руководства обладают правом давать предписания, обязательные для исполнения подчиненными им органами и должностными лицами.
От актов прокурорского надзора (протеста, представления, постановления) правовой акт управления отличается по юридическим свойствам и основаниям принятия. Акты прокурорского надзора являются формой реагирования прокурора на нарушения законности, они не содержат в себе новых норм права, а также предписаний управленческого, исполнительно-распорядительного характера, что присуще актам государственного управления.
От гражданско-правовых актов (сделок) правовые акты управления отличаются по своей юридической природе и основаниям принятия. Для гражданско-правовых актов характерно взаимное волеизъявление сторон. Гражданско-правовой акт — это соглашение, результат взаимного волеизъявления сторон (участников договора), тогда как акт управления может быть принят без согласия заинтересованной стороны.
Акты управления отличаются от документов, тлеющих юридическое значение, и от служебных документов. Документы, имеющие юридическое значение (служебные удостоверение, диплом и т.д.), сами по себе не устанавливают, не изменяют и не прекращают конкретных правоотношений. Составленные по установленной форме, они лишь удостоверяют определенные факты. Служебные документы (справки, докладные записки, стенограммы совещаний и т.п.) не имеют юридического значения, но они являются источником информации. На основе служебных документов, так же как и на основе документов, имеющих юридическое значение, могут быть приняты правовые акты управления.
Правовые акты управления отличаются также от актов негосударственных, общественных объединений и иных организаций. Последние акты издаются от имени негосударственной организации или объединения. Юридическим государственно-властным характером акты негосударственных органов и организаций не обладают. В месте с тем в случаях, когда выполнению отдельных функций органов исполнительной власти, государственного управления законом или иным нормативным актом поручается общественным организациям, то некоторые акты этих организаций могут носить государственно-властный характер.
Таковы основные отличия правовых актов органов исполнительной власти от актов других государственных органов и общественных объединений.