Этап 4. Построение «дерева целей».

Построение «дерева целей» (древовидного графа) осуществляется для формализованного отображения процесса распределения целей по уровням управления. Посредством «дерева целей» описывается их состав, взаимосвязь, упорядоченная иерархия. С этой целью производится декомпозиция главной цели на подцели.

Правила построения «дерева целей»:

1) главная цель (вершина «дерева целей») должна содержать описание конечного результата;

2) подцели каждого последующего уровня должны быть направлены на достижение цели предыдущего уровня;

3) подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга;

4) из каждой вершины должно исходить не менее 2-х целей (ветвей);

5) ветви, исходящие из одной вершины, не должны образовывать замкнутого контура;

6) ветви, исходящие из одной вершины, должны быть взаимоисключающими.

Таким образом, «дерево целей» следует считать совокупностью целей и подцелей.

Этап 5. Оценка степени достижения качественных и количественных целей. Степень достижения целей производится путем сравнения их с «эталоном» управления.

Проектирование целей требует внесение изменений в функции управления. В условиях рынка функции развиваются, в частности, появляются функции технического, коммерческого управления и др. Могут появиться новые функциональные подсистемы. Например, если организация наряду со своей основной деятельностью решила заняться производством какой-либо продукции, то она создаст функциональную подсистему «Производство». Эта вновь созданная подсистема будет иметь свои собственные цели, направленные на достижение целей организации.

В современных условиях далеко не все организации имеют подсистему «Маркетинга». Однако необходимость выживания требует исследования и изучения потребителей, конкурентов, политики цен, информации о товарах и услугах и пр. А это, в свою очередь, вызывает потребность создания дополнительной специфической функции – маркетинговой деятельности - в рамках которой проектируются все общие функции (планирование, организация, мотивация, учет и контроль). Цели специфической функции (маркетинговая деятельность) должны быть непосредственно связаны с глобальной целью организации.

Взаимосвязь специфической функции с общими функциями управления покажем на конкретном примере:

    Маркетинговая деятельность (специфическая функция)
1. Планирование (разработка плана маркетинга)

2. Организация (создание отдела маркетинга, разработка его структуры, делегирование полномочий)

3.Мотивация (создание системы поощрений и санкций)

4. Учет и контроль (наблюдение за выполнение плана

маркетинга и принятие мер по выявлению отклонений)

 

Таким образом, порядок проектирования специфической функции управления следующий:

Формирование набора управленческих решений по каждой общей функции управления покажем на примере функции «Планирование» маркетинговой деятельности. Функция «Планирование» осуществляется посредством таких управленческих решений, как: определение структуры плана маркетинга, проведение рекламной компании, планирование товародвижения, переход к выпуску нового изделия или оказания нового вида услуг и т.д.

Аналогичный перечень управленческих решений проектируется и по всем остальным общим функциям управления. Таким образом проектируется цепочка: цель – функции – решения.

Спроектированные цели и функции управления должны быть отражены в «Положении» (Уставе) об организации, а положениях о структурных подразделениях и в должностных инструкциях на исполнителей.