Самостоятельная работа по информатике.

ПЛАН:

1. Самостоятельная деятельность в обучении информатике. Цели, задачи и функции самостоятельной работы учащихся.

2. Классификация видов самостоятельной

 

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка умения применять знания в решении учебных и
практических задач;

4) формирование умений и навыков практического характера;

5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания..

Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической цели.

1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником (электронным учебником), выполнение работ аналитико-вычислительного характера.

2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной
системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению,
отделению существенных признаков от несущественных.

3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с
помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде,
экспериментальных работ и т.д.

4. Формирование умений творческого характера достигается при
написании рефератов, при подготовке докладов, заданий при
поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.
Выделяют различные типы самостоятельных работ, например:
воспроизводящие самостоятельные работы по образцу; реконструктивно-
вариативные; эвристические; творческие (исследовательские). Самые
разнообразные виды самостоятельных работ содержит классификация их по
цели применения: обучающие; тренировочные; закрепляющие;
повторительные; развивающие; творческие; контрольные.

Известны и другие классификации видов самостоятельной работы, например классификация по источнику знаний и методу: работа с учебником; работа со справочной литературой; решение и составление задач; учебные упражнения; сочинения и описания; задания по схемам, чертежам, графикам. Уже несколько лет в своей работе я применяю зачетную систему проверки и оценки знаний на уроках математики, позволяющую ученикам овладевать навыками самостоятельной работы, повышающую познавательную активность ребят, а мне как учителю дающую возможность оценить их знания более объективно. Применяемая мной зачетная система не только предполагает проведение зачета, но предусматривает специальное построение системы уроков по всей изучаемой теме, а также использование различных приемов, которые позволяют включить в активную работу каждого ученика.

Виды самостоятельной работы классифицируются на основании ряда признаков: по месту выполнения, в зависимости от дидактической цели, согласно этапам развития познавательного процесса, основываясь на источнике знаний, по характеру и способу выполнения и т.д. Все классификации приближены к общему разделению видов самостоятельной деятельности учащихся на выполнение заданий по образцу (воспроизводящий тип), реконструктивно-вариативный тип заданий, частично-поисковые или эвристические задания и творческие, исследовательские задания, несомненно, с допущением в эту общую схему некоторых авторских трактовок. Рассмотренные классификации имеют, на наш взгляд, определенную ценность, поскольку показывают многообразие способов включения самостоятельной работы в учебную деятельность учащихся.