Нетрадиционные уроки информатики
В зависимости от того, какие методы обучения используются на уроках информатики, эти уроки можно подразделить на традиционные и нетрадиционные.
К традиционным школьным урокам принадлежат уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки приобретённых знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного повторение темы или раздела.
Одновременно с этими формами обучения используются и нетрадиционные формы уроков. Приведём их виды: уроки – семинары, зачёты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия конференции, диспуты, тематические игровые уроки благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль.
В качестве примера нетрадиционных уроков можно привести следующие:
· деловая игра, время которой может занимать весь урок или несколько занятий;
· дидактическая игра; (для теоретических знаний)
· логическая игра;
· ролевые игры на уроке; (специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. Такие уроки можно разделить на три группы: 1) имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия; 2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;3) условные, посвященные разрешению конфликтов.)
· игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок – соревнование, урок – конкурс, урок – путешествие, урок – КВН);
· игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди ошибку, задай правильно вопрос и т. д.);
· использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений навыков, повторение и систематизация изученного); игровой момент урока: ребусы, кроссворды, шарады и др.
· различные виды внеклассной работы ( КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т. п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
При проведении нестандартных уроков необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности учеников.
Приведём общую схему разбивки нетрадиционных типов уроков в зависимости от форм обучения.
ТИПЫ УРОКОВ | ||||
Формы уроков | Уроки формирования новых знаний | Уроки обучения умениям и навыкам | Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений | Уроки проверки учёта знаний и умений |
уроки – экспедиции (путешествия) | практикумы | семинары | зачётные викторины | |
уроки – исследования | творческие практические работы | повторительно – обобщающие диспуты | конкурсы | |
уроки – инсценировки | уроки – диалоги и семинары | игровые КВН | смотр знаний | |
учебные конференции | уроки с ролевой деловой игрой | «Что? Где? Когда? | Защита творческих работ, проектов | |
интегрированные уроки | интегрированные, театрализованные уроки | творческие отчёты | ||
уроки – консультации | ||||
уроки – конкурсы | ||||
уроки – соревнования |