Географическое образование в школе в России и Беларуси.

В процессе своего выражения география имеет наиболее «массовое» проявление в среднем географическом образовании, в школьной географии, где главным действующим лицом выступает учитель, который, являясь, с одной стороны, географом-профессионалом, с другой - выступает в качестве проводника (проповедника) массовой географической культуры в молодежной среде. Таким образом, от постановки географического образования в школе в высокой степени зависит географическая культура общества и в целом выполнение географией ее разнообразных функций.

Оценивая роль географии как учебного предмета в современной российской и белорусской школе, специалисты считают, что в настоящее время она обеспечивает формирование необходимой географической культуры учащихся как составной части общей культуры, что особенно важно с учетом культурологической и гуманистической направленности всего реформирования российской школы.

Отмечается, что все пять курсов географии основных общеобразовательных учреждений Российской Федерации: начальный курс географии (6 класс), материки, океаны, народы и страны (7 класс), география России: природа (8 класс), география России: население и хозяйство (9 класс) и экономическая и социальная география мира (10 класс) и все четыре курса общеобразовательных учреждений Беларуси: начальный курс географии (6-7 класс), география материков и стран (8-9 класс), география Беларуси (10 класс), общая география (11 класс) - дают представление о географической картине мира, формируют географическое мышление, знакомят с основными методами географии и ее языком, а также активно участвуют в формировании политической, экономической, экологической культуры учащихся, в воспитании молодого человека как патриота Родины и интернационалиста.

В то же время следует отметить, что в современной России и Беларуси школьная география не относится к числу приоритетных предметов, и попытки ее как-то «ущемить» предпринимаются довольно часто.

Среди актуальных проблем современной школьной географии выделяют следующие:

• улучшение содержания предмета путем лучшего показа главных сквозных направлений географической науки, ее научных методов и подходов, а также усиление роли комплексного страноведения в среднем и общей географии в старшем звене школы;

• создание школьного учебника географии, который отвечает повышенным требованиям, предъявляемым к учебнику нового поколения, касающиеся его модели, структуры, содержания и формы изложения;

• повышение методического уровня школьной географии - интенсификация всего процесса обучения географии, предполагающая ориентацию на освоение фундаментальных основ предмета и методов приобретения новых знаний, компьютеризация учебного.

Система учебной географии должна быть построена на основе трех основных принципов: 1) методологии; 2) традиции; 3) опыта. При этом следует исходить из многоаспектности географии, связанной с нахождением ее на стыке естественных и общественных наук, из ее комплексности и территориальности одновременно. Это относится как к теории, так и к методу и результату географии.

Первый план - многоаспектностъ - исходит из классического объекта географии - единства природы, хозяйства и населения. Второй план - комплексность - предполагает сопряженное рассмотрение сложной структуры объектов, их многокомпонентного и многоотраслевого характера в физической и социально-экономической географии. Третий план - территориальность - является одной из важнейших аксиом географии - изучения территориальных (пространственных) систем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

С точки зрения теории познания, все три плана имеют четыре уровня изучения и изложения: 1) описательный; 2) эмпирического обобщения; 3) теоретического обобщения; 4) конструктивный.

Многоплановость научной географии определяет и содержательную часть школьной географии. Так, механизм отбора научного материала, основанный на методологии географии, предполагает знакомство учащихся с разнообразными ГИС, покомпонентной, поотраслевой и территориальной группировками явлений на земной поверхности, с некоторыми формализованными теориями и моделями (хотя бы на уровне классических построений теорий штандорта) и, наконец, ре­шение разнообразных задач и заданий максимально приближенных к реальной действительности.

Структура школьной географии должна определяться всеобщими для процесса познания дидактическими требованиями, которые в кратком виде можно изложить следующим образом:

• цикличность обучения, претворяющая в жизнь явление спиралевидности познавательного процесса в рамках законов диалектики;

• повторение в обучении хода исторического развития познания, что соответствует категории единства исторического и логического. В этом отношении система географических дисциплин должна соответствовать развитию познания от обыденного знания через систематическое нерасчлененное и аналитическое к системно-синтетическому знанию;

• ход познания от близкого к далекому и возврат к началу в обогащенном процессом познания виде. Географическое образование представляет идеальные возможности перехода от изучения своего края через весь мир - снова к своему краю, т. е. «близкое и далекое» здесь приобретает, в отличие от других учебных дисциплин, буквальное значение.

Важнейшим требованием совершенствования школьной географии является методологизация этого учебного предмета в духе указанных выше принципов.

География (всех курсов средней школы) должна рассматриваться согласно методологической идее центра географической науки: существует определенная территория со своим материальным наполнением - место; каждое место имеет свои компонентные и отраслевые особенности, которые составляют потенциал территории; наличие разности потенциалов приводит к пространственным отношениям. Полная информация о месте есть описание; характеристика особенностей дает образ места; все пространственные связи стремятся сглаживать особенности, именно поэтому между местами происходит движение вещества, энергии, ценностей: движение горных масс, тепла и влаги, информации, перевозки материалов и людей, передача электроэнергии, перекачка капитала и т. д.

Система школьной географии, созданная с учетом трех оснований - методологии, традиции и опыта, призвана «примирить», хотя бы на данном этапе, теоретизацию с регионализацией, общую географию со страноведением, выполнять свою общеобразовательную функцию и удовлетворять если не индивидуальные, то, возможно, групповые интересы переходного периода в развитии страны.

 

4. Перспективы развития географической науки

В заключение обратимся к возможным перспективам, прогнозированию развития географической науки в первые десятилетия XXI в.

Почти четверть века тому назад, рассматривая перспективы географии, известные отечественные географы писали о возрастании конструктивной, преобразовательной роли науки:

• «...новая роль географии состоит теперь не столько в дальнейшем познании окружающего нас мира, сколько в целенаправленном его преобразовании в интересах всего человечества. Определив свою роль и место в разработке этой грандиозной задачи, избрав наиболее правильные пути к ее разрешению, наша старая наука обеспечит себе «вторую молодость»;

• «перспективы географии в значительной степени зависят от того, смогут ли географы смело и действенно теоретически осмыслить глобальные и территориальные проявления связи природных и социально-экономических процессов. Смогут ли они предоставить в распоряжение обществу не только весь арсенал фактов и эмпирических закономерностей, выявленных множеством существующих и возникающих географических наук, но и помочь процессу «географизации» всех наук, объединив обильное число фактов в стройную теорию? Смогут ли они сегодня понять законы развития своей науки, для того чтобы управлять ее действиями? Смогут ли быстро использовать объективно развивающиеся интеграционные импульсы в географии?».

Как видно, поставлено немало сложных вопросов, остающихся актуальными и в наше время. Совершенно очевидна необходимость дальнейшего развития интеграционных процессов в географии. Прогнозируя хотя бы в общих чертах развитие нашей науки, следует подчеркнуть, что в предстоящий «век синтеза» в научном знании в целом синтез в географии совершенно необходим. Поэтому первый прогноз - усиление тех отраслей географии, тех ее направлений, которые будут в наибольшей степени соединять исследование разных природных и социально-экономических явлений так, как их в реальной действительности соединяет и будут соединять жизнь.

Будет ли существовать через несколько десятилетий в неизменности современная система географических наук? Во всяком случае, она лишится нынешней своей «жесткости», категоричности деления на части. Система географических наук станет значительно более гибкой, отдельные ее части будут «накладываться», соединяться, будут возникать совершенно новые «поля интеграции», области сочетания разных географических наук, равно как и «поля интеграции» между географическими и смежными с ними (а потом и несмежными) науками.

В интересной статье, посвященной географии будущего, А.Д. Арманд ставит вопрос о возможных путях развития географии в эпоху информатизации. По его мнению, наметившиеся тенденции позволяют прогнозировать радикальную трансформацию географических знаний в недалеком будущем. Встает вопрос: выживет ли вообще география в перенасыщенной информацией среде? Профессиональная география станет еще более профессиональной, а вот сохранится ли она как школьная общеобразовательная дисциплина, едва ли кто-то может предсказать. В близком будущем можно предвидеть превращение некоторых разделов землеведения в ширпотреб. Возможности быстрого массового сбора самой различной информации должны породить серии электронных атласов, отображающих в реальном времени размещение не только пробок на дорогах (что уже практикуется), но и таких показателей как загрязнение атмосферы, воды в реках, озерах и морях, уровень преступности, политической напряженности, курсов валют, рыночных цен, вырубания и восстановления лесов, производства наркотиков и алкоголя и другой информации. Становится актуальной география текущих рисков природного, техногенного, человеческого, космического происхождения, рисков для людей, сельского хозяйства, транспорта, денежных вложений. География становится географией быстротекущих процессов и, тем самым, одним из рычагов в процессах управления и самоорганизации, социальной эволюции.

Возможно, наши потомки станут свидетелями возникновения информационной географии, занимающейся описанием доступности населению разных средств информации, географического разделения труда между разными средствами массовой и профессиональной информации, информационной восприимчивости населения, обеспеченности учебными заведениями и пр.

География будущего все больше станет вынуждена заниматься не столько реальным пространством, сколько различными виртуальными пространствами. При этом картографам придется привычную географическую карту трансформировать самым неожиданным образом, чтобы площади, расстояния, углы, цвета и условные обозначения на этой карте соответствовали не географической, а некоторой ментальной реальности.

Вопреки ожиданиям наша наука, перенасытившись числовой информацией, не стала более точной, чем раньше. Автоматический сбор информации из космоса и наземными средствами не только не помог найти формулы общих количественных закономерностей, а, скорее наоборот, показал многообразие тонких непрерывно меняющихся зависимостей, управляющих природой и обществом.

Поучителен в этом отношении пример с прогнозами погоды. Появление мощных компьютерных систем, обрабатывающих огромные массивы цифровых данных, не произвело революции в точности предсказаний. Оправдываемость краткосрочных прогнозов замерла на отметке 80-85% и не обещает прогресса. При переходе к долгосрочным климатическим прогнозам не только величины изменений, но и сама тенденция, знак будущих сдвигов служат предметом дискуссий.

На развитие системы географических наук в перспективе окажут влияние следующие процессы:

1) «биологизация» всей географии;

2) «гуманизация», в том числе и сильная «экономизация»;

3) «математизация», которая, в частности, будет входить в географию через усиление и качественное видоизменение картометрических работ;

4) «химизация» географии, т. е. глубокое проникновение в сущность процессов миграции химических элементов в окружающей среде, в химизм ее загрязнения, в достижения технологии будущего, которая изменит круговорот веществ в природе;

5) автоматизация сбора географической информации и ее обработки, в особенности информации о нашей планете, поступающей с орбитальных спутников и космических кораблей;

6) переход от научного анализа к решению проблемы управления территориальными системами, изучаемыми географическими науками;

7) глубокое внедрение картометрических методов в науку и практику, широкое их использование, особенно для ее территориальной организации, для управления сложными процессами.

Будут быстро расти такие «биологизированные» «поля интеграции», как, например, уже существующая (но, к сожалению, не получившая у нас пока еще развития) биоклиматология. Можно предположить, что будет создана геогенетика, первые идеи в области которой были высказаны еще Н.И. Вавиловым. Многообразны могут быть и связи географических наук. На гранях экологии и экономической географии, например, американский ученый У. Айзард создал математические эколого-экономические районные модели.

Гуманизация географии неотвратима. Это один из закономерных и прогрессивных процессов. Трудно перечислить возможные «поля интеграции», такие как экономическая климатология, экономическая гидрология, экономическая эрозионистика и т. д. Очевидно постановка экономических проблем в разных сферах географических наук будет проходить и в других формах, но она совершенно необходима, и ни одна из этих наук не сможет уклониться от подобней объективной необходимости.

Молодым специалистам предстоит в своей жизни осуществить те интеграционные процессы, о которых говорится как о перспективных. И в связи с этим вместе с Ю.Г. Саушкиным хочется пожелать им несколько важных для географа качеств:

1. Большой общенаучной философской культуры. Географ не может оставаться в области эмпирики, не может быть «делягой». Гуманизация географии в целом предъявляет особенно большие требования в этом отношении.

2. Сочетания интереса к своей специальности с интересом к общегеографическим теоретическим достижения и, в частности, к теоретической географии.

3. Соединения знаний в области отечественной науки, которую надо изучать особенно глубоко, со знаниями в области мировой науки. Хорошее владение хотя бы одним из иностранных языков исключительно важно для географа.

4. Смелости в постановке и решении научных и практических вопросов, можно сказать даже сильнее - дерзости в этом отношении, быстрой мысли. К сожалению, мы бываем слишком медлительны и поэтому отстаем в решении важнейших проблем.

5. Непрерывного труда в совершенствовании того, что Н.Н. Баранский назвал «географическим мышлением» - соединения исторического анализа с пространственным. Географ создает картину динамической, развивающейся карты. Такое многомерное восприятие карты очень трудно, но профессиональный географ должен в результате постоянной работы преодолеть трудности географического мышления.

6. Овладения современными точными методами исследования, в том числе математическими методами, моделирования географических явлений и процессов, опираясь в исследованиях на эффективные технологии, основанные на разработке и внедрении разного рода геоинформационных систем, в том числе интегрированных, синтезирующих методы отработки традиционных геоинформационных систем и материалов дистанционных аэрокосмических съемок.

7. Быть хорошим, дисциплинированным, наблюдательным полевым исследователем. Новые методы исследования, в том числе дистанционные, не только не исключают полевых исследований, но делают их еще более важными.

8. Сочетания способности полевого исследования с умением экспериментатора и, далее, со способностями конструктора. Географ - это конструктор окружающей среды, направляющий ее освоение. Он организатор территориальной жизни общества.

9. Постоянной связи с практикой, с реальной жизнью во всей ее сложности. Есть образное выражение «припасть к земле». Для географа оно становится буквальным, так как в явлениях, происходящих на земной поверхности, он черпает необходимый материал, на нем строит свои обобщения, делает выводы.

«Географу не обязательно быть ходячей энциклопедией, но он должен развивать в себе энциклопедическую любознательность», - в этих словах выдающегося французского географа, первой женщины, ставшей профессором - всемирно известного университета - Сорбонны, Жаклин Боже-Гарнье заключен большой смысл. Существует своеобразный профессиональный географический взгляд на окружающий мир. «География, - пишет Боже-Гарнье, - для меня означает нечто большее, чем просто профессия: это скорее способ понимания мира. Географ весьма своеобразно оценивает свое окружение: например, обширный горный район пробуждает в нем не только наслаждение эстетической ценностью, но и интерес к образующей его структуре и фазам эволюции. Городские трущобы возбуждают не только сострадание и ужас, но и заставляют вскрывать исторические и социальные корни столь жалких условий жизни. Географ не просто смотрит и наблюдает - он автоматически стремится понять увиденное. Непосредственный полевой опыт изучения земель и людей - неотъемлемый элемент профессии географа - позволяет ему понять жизнь других людей и более скрупулезно оценить собственную жизнь... Сфера интересов географа - это непосредственно живой мир, не только обогащающий его опыт, который дает ему информацию, но и, осмелюсь заявить, вдохновляющий его».

 

5. Международное сотрудничество в области географии

В 70-е годы XX в. Ю.Г. Саушкин писал, что изоляция национальных научных школ от мировой науки приносит большой вред, задерживает их развитие. Это было сказано, когда главной тенденцией в анализе теории и методологии географии было, скорее, не сопоставление, а противопоставление советской географии буржуазной географии, т. е. практически всей остальной части мировой географической науки.

Мировой научный прогресс постоянно доказывает, что какую бы область знания мы ни взяли, прогресс возможен лишь на основе тесного взаимодействия и взаимообогащения национальных научных школ, активного и эффективного сотрудничества ученых разных стран. Необходимые предпосылки формирования такого сотрудничества в мировой географической науке начали складываться в последние десятилетия XIX - начале XX в., что было сопряжено с ростом общественного престижа географии.

Среди этих предпосылок выделяются:

1) рост числа профессиональных географов и учреждение кафедр географии в ряде университетов (в Германии, Франции, России и др.);

2) формирование университетских географических школ, из которых наибольшую известность в то время получили: антропогео-графическая школа Ф. Ратцеля (Лейпцигский университет, с 1866 г.), геоморфологическая школа А. Пенка (Венский университет, с 1888 г.), школа географии человека П. Видаля де ла Блаша (Сорбонна, с 1897 г.);

3) расширение пропаганды географических знаний, увеличение количества географических журналов и т. п.;

4) создание международных групп ученых, ведущих исследования тех или иных научных проблем.

Глобальное значение географии породило идею международного сотрудничества ученых «на постоянной основе», которая реализовалась в созыве международных географических конгрессов (МГК).

Первый Международный географический конгресс состоялся в Антверпене в 1871 г. Всего же в течение 1871-2012 гг. таких конгрессов было 32, и они способствовали обмену опытом и идеями, результатами важнейших исследований, развитию научной и учебной географии и ее социальных функций.

Опыт МГК привел, в свою очередь, к идее создания Международного географического союза (МГС), который был сформирован в 1922 г. Его первыми членами стали Франция, Бельгия, Великобритания, Италия, Португалия, Испания и Япония, а вскоре присоединилась и Польша. В 1956 г. в МГС вступил СССР, а с 1992 г. его преемником стала Россия, которая играет активную роль в МГС, в его руководящих органах, деятельности комиссий и рабочих групп.

Международный географический союз состоит из трех компонентов: Генеральной ассамблеи делегатов стран-членов Международного географического союза, которая собирается раз в четыре года и решения которой являются основополагающими для деятельности Союза; Исполнительного комитета, состоящего из Президента, восьми вице-президентов и Генерального секретаря; Комиссий и рабочих групп, осуществляющих и координирующих текущую работу географов разных стран по всем основным направлениям географии. Рабочие языки IGU - английский и французский.

В настоящее время в МГС входят 87 стран. Цели МГС:

1. Содействовать изучению географических проблем;

2. Инициировать и координировать географические исследования, требующие международного сотрудничества, содействовать их широкому научному обсуждению и публикации их результатов;

3. Обеспечивать участие географов в работе международных организаций;

4. Содействовать улучшению сбора и распространения географических данных и документации как внутри стран-членов МГС, так и между ними;

5. Содействовать проведению Международных географических конгрессов, региональных конференций и специализированных симпозиумов, тематика которых соответствует целям Союза;

6. Принимать участие в любых других формах международного сотрудничества с целью содействия географическим исследованиям и применению их результатов на практике;

7. Содействовать международной стандартизации и унификации методов, номенклатуры и символики, используемых в географии

Основные направления и проблемы развития мировой географической науки в той или иной степени нашли отражение в программах МГК, которые уже с первых конгрессов непрерывно усложнялись и расширялись. На втором МГК действовали только секции математической географии, гидрографии, физической географии (которая трактовалась тогда очень широко - от геологии до зоологии), исторической географии, экономической географии и «дидактики» (т. е. учебной географии). Спустя ряд лет, на рубеже XIX и XX вв., VI, VII и VIII МГК уже выделялись определенным усилением научной проблематики, увеличилась доля теоретических докладов, получили развитие специализированные комиссии из числа ученых разных стран, занимавшиеся актуальными исследовательскими и практическими программами. В этот период усилилось внимание к развитию географического образования, к методике преподавания географии.

Во второй половине XX в. для МГК стали характерны некоторые новые общие черты: более разнообразной становятся структура и тематика конгрессов, особенно это касается общественной географии и геоэкологии. Среди участников МГК все больше практиков, понимающих роль географии и использующих результаты и возможности географических исследований. Особо следует отметить XXIII МГК (1976), так как он впервые состоялся в СССР стране, в Москве. Этот конгресс характеризовался широтой проблематики, большим числом делегатов (более 3200 из 57 стран), высоким теоретическим уровнем и отличной организацией. Его программа (в отличие от ряда предыдущих МГК), в гораздо большей степени была направлена на подведение итогов развития географической науки в современном мире. Она способствовала сочетанию узкоспециализированных интересов с выделением интеграционных направлений и главных конструктивных задач географических исследований.

Рассматривая значение таких мировых форумов географов разных стран, остановимся несколько подробнее на содержании работы и идеях двух последних международных географических конгрессах. XXVIII МГК проходил 4-9 августа 1996 г. в Гааге. Большое внимание на Гаагском конгрессе было уделено крупным региональным проблемам, и это свидетельствует о том, что регионализм сохраняет свою стержневую роль в системе географических наук.

Далеко не случайно и то, что конгресс, состоявшийся в Нидерландах, проходил под девизом «Земля, море и человеческая деятельность». Выдающееся значение прибрежных районов в территориальной структуре мирового хозяйства и в целом в жизни человечества предопределяет возрастающую роль географической науки в исследовании и сохранении природных и природно-хозяйственных систем в контактной зоне суши и Мирового океана, в устойчивом развитии этой зоны.

Гаагский конгресс продемонстрировал важную роль географической науки в обсуждении и решении глобальных проблем человечества. Он показал активную гуманизацию географии и необходимость интеграции природных, хозяйственных и экологических проблем.

Следующий, XXIX МГК состоялся в 2000 г. в Сеуле. Его девиз «Жить в разнообразии» предполагает установление гармоничных отношений между различными этническими группами, культурными традициями, между прошлым и будущим, развитыми и менее развитыми странами, наконец, между человеком и природой. Понятие «многообразие» в эпоху глобализации может составить ядро географии, способной соединить общество ученых со всем миром. Приверженность глобальной гомогенизации сменяется представлениями о важности и многообразии окружающей природы и народов.

В августе 2004 г., в Глазго, одном из древнейших городов Соединенного Королевства, состоялся очередной, 30-й конгресс, организованный Международным географическим союзом (МГС). Его девиз - "Одна Земля - много миров". На собрании географов мира в августе 2004 г. в Глазго зарегистрировано более 2000 делегатов не менее, чем из 100 стран мира. Собственно, представляли делегаты и докладчики конгресса не страны, а научные центры, академии, университеты, институты и лаборатории. Перед выступлением докладчиков указывалась не страна, из которой они приехали, а к какому научному сообществу (не важно, большому или малому), они принадлежали. Это признак интернализации науки.

Из России и стран СНГ прибыло около 40 делегатов: из МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского университета, Института географии РАН, Сибирского и Дальневосточного отделений РАН, научно- образовательных центров Украины, Казахстана, Армении, Грузии.

В соответствии с постоянными комиссиями и исследовательскими группами Международного географического союза сформировано 32 тематические секции. Среди них: «Динамика экономического пространства», «Климатические изменения», «Береговые системы», «Геоинформатика», «Стихийные бедствия и риски», «География здоровья и окружающая среда», «Деградация земель и опустынивание», «Моделирование географических систем», «Устойчивость систем» и др.

На мировом форуме географов было уделено большое внимание. геополитическим темам. Во многих докладах рассматривались проблемы спорных границ между государствами, а также политические и экономические перемены в странах всех материков. Особое внимание обращалось на перспективы устойчивого развития стран мира, и сохранения разнообразия в условиях глобализации.

На Конгрессе отмечалось, что в последнее время идет заметный процесс гуманизации географии. В ней возникают новые направления, нашедшие отражение в докладах на конгрессе: география туризма, досуга, культуры, искусства… Этическая география стала темой пленарного доклада Лиз Беноли из Института географии, находящегося в Эдинбурге. Исследование многообразных взаимосвязей в мире как источника устойчивости и формирование этических норм в отношениях человека с природой - основная задача этого нового направления в географии.

Большой интерес проявлен к темам, связанным с закономерностями глобального климата, разнообразием региональных климатов, контрастами погоды, обусловленными потеплением на Земле в последние десятилетия, прогнозом будущих климатических изменений.

На Конгрессе особо подчеркнуто, что практически повсюду на Земле наблюдается деградация земель, пригодных для хозяйственной деятельности: интенсивно развиваются процессы образования карста, разрушения почвенного покрова и опустынивания.

В связи с тем, что на 2005-2014 гг. ООН наметила провести «десятилетие образования в интересах устойчивого развития», на Конгрессе обращено особое внимание на проблемы школьного и высшего географического и экологического образования населения.

Работа Конгресса, несмотря на некоторые недостатки в организации, оказалась очень плодотворной. Она показала, что, вступив в третье тысячелетие, мировая география заняла достойное место среди других наук, исследуя не только природные, но и глобально изменяющиеся экономические, политические, социальные, культурные процессы на Земле. Современная география способствует сохранению в условиях глобализации природного и культурного разнообразия на Земле, как основы устойчивого развития.

С 12 по 15 августа 2008 г. в столице Туниса - г. Тунис - состоялся XXXI Международный географический конгресс. В конгрессе участвовало 1205 человек из 75 стран. Его программа была очень обширной. Главная тема конгресса звучала так: «Построим вместе наши территории». В свою очередь она делилась на 8 основных подтем: Территория как объект географии; Стратегические подходы к территории; География как прикладная наука; Глобализация и территории; Новые технологии и территории; Территория и окружающая среда, территориальное планирование и устойчивое развитие; Территории: зоны контакта или разрыва; Реконструкция территории в географии.

Российская делегация в Тунисе насчитывала около 20 человек из Института географии РАН (Москва), Московского и Санкт-Петербургского университетов, Тихоокеанского института географии ДВО РАН (Владивосток), Института водных и экологических проблем ДВО РАН (Хабаровск) и других организаций.

В рамках многочисленных сессий, заседаний, секций сделано более 800 докладов по самым разным темам - от палеогеографии и глобальных климатических изменений до территориального устойчивого развития, туризма и обучения в области географии. Естественно, что прослушать все выступления было невозможно, поэтому участники форума работали в соответствии со своими предпочтениями. Повышенный интерес вызвали доклады, представленные на специальной сессии, посвященной Международному году планеты Земля. Это выступления проф. Юкио Химияма (Япония) - по оценке глобальных экологических проблем и вкладу географии в их решение; проф. Ханийл (Южная Африка) - о конфликтах природопользования и др.

Интересными были также доклады, посвященные эволюции географических знаний. Так, проф. Т. Вилзинский (Польша) подчеркнул необходимость дальнейшего развития такого направления географии, как история географических знаний, при этом не только за прошедшие века, но и современных географических исследований в быстро изменяющемся мире.

Вызывает сожаление то, что в докладах, посвященных истории развития географических знаний, почти не отражены крупные достижения российских ученых СНГ и России. Например, в докладе английских географов о развитии региональных исследований даже не упомянуты известные разработки ученых СНГ и России по ТПК, экономическому районированию, геосистемным представлениям.

Практически все российские участники Конгресса сделали свои доклады, которые в целом были встречены с интересом. Большое внимание привлекли выступления, посвященные истории географических исследований в области регионального развития; моделированию динамики пространственных систем; эколого-экономическому анализу; региональным проблемам устойчивого развития; картографированию; землепользованию и др.

Конгресс показал, что в географии достаточное поле для деятельности ученых многих стран. Международный географический союз успешно функционирует. Точку зрения об исчерпании географии как науки («все уже давно открыли») можно с уверенностью считать безосновательной. Изучение географических структур и систем, исследование процессов их естественной и антропогенной динамики - важнейшие фундаментальные задачи современной географической науки.

32-й Международный Географический Конгресс состоялся в Кёльне, Германия, с 26 по 30 августа 2012. В его работе приняли участие более 2400 географов из 80 стран мира. Высокая посещаемость Конгресса в сочетании с инновационной программой дала прекрасную возможность для встреч и обмена мнениями и идеями.

Необычно большая делегация на Конгрессе была и от России - порядка 90 человек. В ее составе ученые-географы из Московского государственного университета численностью более 30 человек, в том числе только молодых ученых – до 35 лет - 11 человек.

Оправдывая лозунг Конгресса «Ближе к Земле», Конгресс прошел на территории Кёльнского университета, который является не только самым старым, но и самым передовым научным учреждением Германии. В процессе работы Конгресса работало множество секций по самым разным направлениям географии. Наибольшим интересом пользовались секции по географическому образованию, процессам глобализации, устойчивому развитию, рациональному природопользованию, социально-экономическим проблемам, ландшафтоведению.

Особо следует отметить молодежную секцию, на которой молодые специалисты, в том числе и студенты, могли представить свои научные сообщения. Как и на предыдущих конференциях, на этой секции выделялась делегация Финляндии, состоящая в основном из студентов финских университетов. Молодые ребята имели возможность представить интересные научные доклады, но что, наверное, самое главное, они приобщались к «большой науке», к умению дискутировать на равных с маститыми учеными. И эти контакты имели место не только в аудиториях Университета, но и во время дружеских коктейлей и многочисленных научных экскурсий по Германии и соседним странам.

Во время работы Конгресса решались и организационные вопросы. За всю историю МГС советские и российские ученые никогда не избирались на должность президента МГС. И вот на данном Конгрессе впервые президентом МГС избран заведующий лабораторией геополитических исследований Института географии РАН, профессор Владимир Александрович Колосов.

Международное сотрудничество географов развивается в различных формах, в том числе в их участии в реализации международных научно-исследовательских проектов (программ), в работе различных комиссий и рабочих групп МГС. Так, еще в 1965-1974 гг. развернулись работы по инициированному ЮНЕСКО Международному гидрологическому десятилетию (при активной роли соответствующей комиссии МГС). С 70-х годов ведет свое существование природоохранная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера», к участию в которой привлекаются и географы. С 1977 г. в рамках ООН действует программа «Борьба с опустыниванием посредством комплексного развития» с существенным участием географов, в том числе российских. В 1986 г. была создана международная геосферно-биосферная программа «Глобальные изменения», и очень скоро было осознано, что эта программа, по своей сути является демоэкологической и ее логическим завершением должно стать изучение реакции человека на изменения природной среды.

В качестве примера одного из новых международных проектов сотрудничества географов отметим выдвинутый учеными России, Германии и ЮАР проект карты «Состояние окружающей среды в мире», работы по созданию которой будут наиболее полноценны при объединении усилий ученых разных стран.

Сотрудничество географов разных стран осуществляется в рамках правительственных и неправительственных программ под эгидой ЮНЕП (Программы ООН по окружающей среде), других учреждений ООН, имеющих отношение к охране природы и природопользованию, путем обмена студентами, аспирантами, учеными и преподавателями. Немаловажное значение имеет и двустороннее сотрудничество географов нашей страны и других стран.