Тема 11. УЧИТЕЛЬ КАК ОРГАНИЗАТОР И РУКОВОДИТЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Учебные, воспитательные и организационные функции деятельности учителя изобразительного искусства. Комплекс дидактических умений, способствующих профессионально-педагогической готовности учителя к преподаванию изобразительного искусства. Подготовка учителя к уроку. Основные требования к современному уроку изобразительного искусства и их отражение в плане-конспекте урока. Типы урока и их структура. Место самоанализа в подготовке учителя к уроку. Творческое отношение учителя к организации учебно-воспитательной работы. Основные критерии владения учителем методикой преподавания изобразительного искусства.
Урок как основная форма организации обучения изобразительному искусству в школе. Уроки формирования знаний, закрепления и совершенствования их; повторения и систематизации; проверки усвоении знаний, сформированности умений и навыков и т.д. Разносторонность профессии учителя, преподающего изобразительное искусство: понимание и правильная оценка произведений искусства, воспитание нравственно-эстетических идеалов школьников, формирование их духовного мира и эстетических потребностей, творческой активности, способности мыслить художественными образами.
Эстетико-художественный аспект функций учителя на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе:
-информационная (сообщение учащимся информации по предмету “изобразительное искусство”, предусмотренное школьной программой);
- развивающая (планомерное совершенствование художественно-эстетических способностей детей);
- мобилизующая (художественно-эстетическая деятельность школьников через утверждение и закрепление социально-значимых мотивов и потребностей);
- конструктивная (творческое осмысление и проектирование художественно-эстетической, учебно-творческой деятельности школьников по всем разделам изобразительного искусства);
- организаторская (педагогически целесообразная организация и проведение работы по художественному развитию детей в разных формах) и др.
Основные этапы в деятельности учителя как организатора и руководителя учебно-воспитательным процессом средствами изобразительного искусства:
- методика организации эстетического восприятия и познания учащимися художественных особенностей произведений изобразительного искусства и окружающей действительности;
- методика проведения беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира;
- методика выполнения педагогического рисунка учителя;
-методика организации художественно-творческой работы учащихся на основе принципов изобразительного искусства;
-формы и методы систематизации знаний, умений и навыков школьников в области изобразительного искусства.
Комплекс дидактических умений, способствующий профессионально-педагогической готовности к преподаванию изобразительного искусства