Исполнение бюджетов

Под исполнением бюджета понимается обеспечение полного и свое­временного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирования всех запланированных по бюджету расходов.

В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуще­ствление операций вне системы балансовых счетов Федерального каз­начейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству. В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов, при котором все участ­ники бюджетного процесса открывают свои счета на едином счете, не имея права открывать счета за пределами единого счета соответствующего бюд­жета. На казначейства возлагаются обязанности по исполнению бюдже­тов, управлению счетами бюджетов и бюджетными средствами. Казначей­ства являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

На Федеральное казначейство возлагаются функции по регистра­ции поступлений, регулированию объемов и сроков принятия бюд­жетных обязательств, совершению разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществлению платежей от имени получателей средств федерального бюджета. Таким образом, Федеральное казначейство оказывает услуги участникам бюджетного процесса. Казначейское исполнение бюджетов делает их более прозрачными для налогоплатель­щиков и подконтрольными для федеральной власти. Казначейская сис­тема становится, как свидетельствует российский и зарубежный опыт, одним из решающих звеньев в реализации государственной финансовой политики и важнейшим инструментом управления государственными финансами.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на ос­нове принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источ­ников финансирования дефицита бюджета и осуществление платежей с единого счета бюджета. Технология Единого казначейского счета по­зволяет улучшить информационный обмен между участниками бюд­жетного процесса и обеспечивает высокую оперативность электронно­го документооборота. Это является существенным шагом к решению одной из задач, предусмотренных федеральной целевой программой «Электронная Россия» на период 2002-2010 гг.: «Внедрение электрон­ного документооборота в органах государственной власти». Повышение качества исполнения бюджета и снижение трудоемкости операций достигается при внедрении бизнес-стратегий в казначейские техноло­гии как в центре, так и в территориальных органах федерального каз­начейства. К числу таких бизнес-стратегий следует отнести контрол­линг.

Бюджетный год завершается 31 декабря, в этот же срок прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств. Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денеж­ных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюд­жет, до 28 декабря. До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обя­зательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемо­го года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Исполнение федерального бюджета производится по двум направле­ниям: по доходам и расходам. Исполнение бюджета по доходам преду­сматривает: перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета; распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих на­логов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов феде­рального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соот­ветствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение бюджета по расходам осуществляется специальными субъектами: главным распорядителем бюджетных средств, распоря­дителями бюджетных средств и получателями. Исполнение бюджетов всех уровней производится на основе бюджетной росписи. Бюджет­ная роспись — документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования де­фицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассиг­нований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Расходование бюд­жетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обя­зательства в пользу физических и юридических лиц. Объем расходуе­мых бюджетных средств должен соответствовать объему подтверж­денных денежных обязательств.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического нали­чия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обя­зательных последовательно осуществляемых процедур санкциониро­вания и финансирования. Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются: составление и утверж­дение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджет­ных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распоря­дителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; утвержде­ние и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денеж­ных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Единая методология отчетности об исполнении федерального бюд­жета устанавливается Правительством РФ. Правительство РФ пред­ставляет ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении федераль­ного бюджета в Федеральное собрание.