БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятель­ность органов государственной власти, органов местного само­управления и участников бюджетного процесса по составлению и рас­смотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюд­жетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю их исполнения.

В РФ в соответствии с Конституцией составление бюджета и его исполнение находятся в компетенции органов исполнительной влас­ти — Правительства РФ, министерств. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета возложено на Президента РФ, Федеральное собрание РФ, Совет Федерации и Государственную Думу. Органы ме­стного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местные бюджеты.

Основными этапами бюджетного процесса являются формирова­ние и исполнение бюджетов. Этап формирования включает в себя три стадии: составление бюджетов, их рассмотрение и утверждение. Ис­полнение бюджетов включает собственно их исполнение и контроль над ним, к заключительной стадии относится составление и утвержде­ние отчетов об исполнении бюджетов.

В бюджетном процессе принимают участие органы, обладающие бюд­жетными полномочиями. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансово­го контроля. Каждый из них имеет собственные задачи и действует в пре­делах закрепленных за ним полномочий.

Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России. Органами государственного или муниципального финансового контроля являются: Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодательных (представитель­ных) органов субъектов РФ и представительных органов местного само­управления. Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.

Субъекты РФ в целях осуществления собственной бюджетной поли­тики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соот­ветствии с законодательством субъекта РФ. Муниципальные образова­ния в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципаль­ного образования и законодательством РФ.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; орга­ны законодательной (представительной) власти; органы исполни­тельной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы мес­тного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); органы де­нежно-кредитного регулирования; органы государственного и муни­ципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ воз­ложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные уч­реждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организа­ции, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.