Динамика доли государственных расходов в ВВП ведущих индустриальных стран

Страна Доля государственных расходов в ВВП, %
1880 г. 1929 г. 1960 г. 1970 г. 1980 г. 1990 г. 2000 г.
США 8,0 10,0 27,8 32,2 31,4 32,8 33,1
Япония 11,0 19,0 18,3 19,3 32,0 31,3 35,5
Англия 10,0 24,0 32,6 39,3 43,0 39,9 39,7
Германия 10,0 31,0 32,0 37,6 47,9 45,1 47,4
Франция 15,0 19,0 34,6 38,9 46,1 49,8 53,2
Швеция 6,0 8,0 31,1 43,8 60,1 59,1 60,8

 

Представленная динамика государственных расходов в наиболее развитых странах показывает неуклонный рост их удельного веса. Если 100 лет назад государства аккумулировали в своих бюджетах и расходовали на общегосударственные цели от 8 до 10% ВВП, то в настоящее время удельный вес государственных средств существенно вырос. Важнейшим направлением деятельности современных государств является обеспечение социального равновесия в обществе. В целом за последние полвека наиболее быстрыми темпами увеличиваются ассигнования на социальное обеспечение и социальное страхование. Они достигают в развитых странах в среднем 35% государственных расходов (пенсии по старости, инвалидности, ветеранам войн, пособие по безработице, продовольственная и иная помощь). Это обусловлено следующими причинами.

1. Повышение роли «человеческого капитала» в современном индустриальном обществе. В триаде основных факторов производства — «труд — земля — капитал» на первое место в обеспечении экономического роста и накоплении национального богатства выходят интеллект, творческий труд с высоким образовательным потенциалом. Эксперты Всемирного банка пришли к выводу о том, что в середине 1990-х гг. на долю производственных фондов приходилось 16% национального богатства, природных ресурсов — 20%, «человеческого капитала» — 64% (Human Development report. Washington, 1996. Р. 64.).

2. Общий рост населения и вызванное повышением уровня жизни увеличение продолжительности жизни. В «Большой восьмерке» доля людей 65 лет и старше увеличилась с 9,2% в 1960 г. до 14,1% в 1996 г.

3. Сглаживание неравенства в доходах различных социальных групп населения с помощью социальных расходов. Разрыв у 20% наиболее бедных и 20% наиболее обеспеченных семей в начале 1990-х гг. составлял в Мексике 13,5 раза, в Бразилии — 25,7 раза, в Панаме — 30 раз. В индустриально развитых странах перераспределение доходов через оплату труда и бюджетную систему существенно уменьшает разрыв в доходах: в США он составляет 9,4 раза, в Англии — 5,6 раза, в Канаде — 5,2 раза, в Бельгии — 3,6 раза (Экономист. 1999. № 1. С. 27.).

4. Необходимость межрегионального выравнивания разрыва в бюджетном потенциале и среднедушевых государственных расходах. Это особенно характерно для стран с федеративным устройством. Существенная доля такого выравнивания приходится именно на социальную составляющую государственных средств. Так, совокупные общественные и государственные расходы на здравоохранение в США с конца 1960-х гг. поднялись с 1,5 до 6,7% и достигли в настоящее время 20% расходов государства (около 14% ВВП). При этом совокупные расходы на здравоохранение распределяются между бюджетом и внебюджетными фондами в разных странах по-разному. В Англии и Франции доля государства составляет 86—88%, в США и Японии — 73—74%, в Австрии — 64%. По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения совокупные расходы в стране на здравоохранение не должны опускаться ниже 6% ВВП. Доля совокупных государственных расходов на образование, выделяемых из центральных и местных правительств в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) достигла в настоящее время 5,4% от ВВП. При этом значительная их часть направляется на субсидирование высшего образования. Удельный вес расходов на образование в странах ОЭСР более чем вдвое превышает уровень расходов на оборону в ВВП (2,6% ВВП) (Пономаренко Е.В., Исаев В.А. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства): Учебник. М.: Инфра-М, 2007. С. 271—274.).

Государственный сектор в современных рыночных экономиках достигает весьма впечатляющих размеров. В некоторых европейских странах (Швеция, Дания) он уже составляет более половины ВВП. Но и в других странах с развитой экономикой его доля в среднем около 30—35%. Более богатые страны чаще позволяют себе такую «роскошь», как высокие (относительно ВВП) государственные расходы, хотя есть и очевидные исключения из этого ряда. Названное явление представляет собой классический предмет для междисциплинарного изучения. На микроуровне необходимо решить, какая структура государственных расходов будет эффективной, и нужно доказать, что ресурсы, задействованные в ней, не могут быть использованы с большей отдачей в другой программе или в частном секторе. На практике же подобные оценки весьма затруднительны. Дальнейший рост государственных расходов во многих странах представляется, таким образом, достаточно опасной тенденцией. И вместе с тем эта тенденция определенно существует. Понятно, что рост государственного сектора может до некоторых пор стимулировать экономический рост, так как государство создает необходимую инфраструктуру для функционирования рынков, берет на себя производство тех благ, которые отказывается производить рынок (общественные блага), регулирует экстерналии и т.п. Вместе с тем бесконечный рост государственных расходов, в конце концов, приводит к снижению темпов экономического роста. Вместе с тем доказать однозначно отрицательную корреляцию этих двух показателей не удается — есть очевидные исключения, и многочисленные работы, построенные на эмпирических данных, дают неоднозначные результаты (Нигматулин Р. Об оптимальной доле государственных расходов в ВВП и темпах экономического роста // Вопросы экономики. 2003. № 3; Тамбовцев В. Об экономическом росте и размерах государства // Вопросы экономики. 2003. № 3. С. 125—132.).

 

8.3 Структура государственных финансов

 

Государственные финансы являются частью общей финансовой системы и связаны с перераспределением стоимости ВВП в денежной форме через налоговые и неналоговые методы. Они занимают важное место в модели рыночного хозяйства и группировке экономики по секторам с целью анализа финансовых потоков. Так, движение денежных потоков осуществляется по следующим секторам экономики: (Европейская система интегрированных экономических счетов: пер с англ. М.: Экономика, 1992.)

1) нефинансовые корпоративные и квази-корпоративные предприятия;

2) финансовые учреждения;

3) страховые предприятия;

4) органы государственного управления;

5) частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

6) домашние хозяйства.

Формирование и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в форме различных фондов денежных средств. Мобилизация доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды осуществляется в форме:

· налоговых доходов;

· неналоговых доходов;

· безвозмездных перечислений.

При этом органы государственной власти Российской Федерации имеют право на привлечение как внутренних, так и внешних источников финансирования бюджета, а органы местного самоуправления права на внешние заимствования не имеют.

Основные составляющие государственных финансов приведены в таблице 8.3.

Таблица 8.3