Лекция 20 Проблемы кардинальной перестройки воспитания, образования на современном этапе общественного развития.

1. Роль социальной педагогики и социальной работы в перестройке воспитания.

2. Модели социально-педагогического проектирования воспитательной среды.

3. Педагогическое проектирование как технология перестройки системы воспитания.

 

 

Система социальной работы по своей типологии приближается скорее не к машинным, а к организменным системам, в которых все элементы взаимообусловлены, а их развитие активно и нелинейно.

Технология группового решения проблем состоит из 9 этапов:

1. диагностика задачи, которая предполагает выявление источников и причины ее возникновения, степени ее разрешимости;

2. анализ ситуации, выявление субъективных представлений о ней, описание ее компонентов, временных и организационных границ, сравнение реальной ситуации с желательной, выделение круга лиц, вовлеченных в нее, определение своего места в ситуации;

3. формулирование проблем, в первую очередь, перспективных, т.е. связанных не столько с преодолением недостатков, сколько с реализацией благоприятных возможностей, заложенных в ситуации;

4. на основании сделанного прогноза – определение целей как образа желаемых результатов, которых необходимо достичь для решения поставленной задачи;

5. нахождение решений задачи как способов достижения поставленных целей и разрешения проблем;

6. разработка проекта, включающего в себя систему взаимосвязанных решений;

7. формирование программ реализации проекта, определение последовательности скоординированных практических действий всех лиц и других агентов, участвующих в разрешении ситуации и «пусковых механизмов»программ; утверждение плана деятельности;

8. практическое осуществление программы, предполагающее поэтапный контроль и постоянное ситуативное уточнение;

9. анализ итогов деятельности.

Задача программно-целевого проектирования – выработка организационных моделей решения социальных проблем, координирование механизмов их реализации.

Технологическая схема проектирования позволяет сформулировать исходные цели, проанализировать современное состояние дел и данные, полученные на основе экспертных заключений и поисковых прогнозов, выявить варианты решения задач и оценить их в соответствии с критериями непротиворечивости, совместимости с программами других процедунтов социальных программ, комплексности, интегративности, ресурсной доступности.

Основные принципы прогнозного проектирования:

· принцип научного обоснования нормативной модели решения;

· принцип социальной целесообразности и целеобусловленности, предполагающий соответствие ожидаемых эффектов нормативным целям общественного развития,

· принцип социально-воспроизводственной ценности и соответствия проектируемых перемен физиологической, психической и социальной природе человека,

· принцип комплексности, интегративности, сопоставления различных видов моделей,

· принцип реалистичности и реализуемости, предполагающий не только адекватное выдвижение целей, но и опору на действительные, поддающиеся учету социальные ресурсы.

Основные этапы прогнозного проектирования:

1. Постановка целей, которые должны быть достигнуты в ходе решения данной задачи. При постановке целей следует придерживаться следующих правил:

· цели и задачи должны быть максимально интенсивными, но достижимыми;

· все цели должны быть четко распределены во времени и иметь конкретное выражение,

· характер целей должен соответствовать характеру и предназначению деятельности организации,

· цели должны быть реальными, иначе психологически они теряют свой смысл в качестве мотиваторов.

Виды целей:

· по содержанию: социальные, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные;

· по приоритетности: главные (основные, ключевые, основополагающие) и второстепенные (побочные, вспомогательные),

· по длительности (период реализации): стратегические, тактические, оперативные, текущие;

· по форме фиксации: официально предъявленные, подразумевающиеся,

· по потребностям: желательные, нежелательные, надуманные,

· по степени обоснованности: обоснованные, слабо обоснованные, необоснованные,

· по реалистичности: реальные, осуществимые; нереальные.

· По уровням управления: общегосударственные (федеральные), отраслевые, региональные, на уровне учреждения, их структурных единиц,

· По политическому смыслу: фактически выполняемые, декларируемые, провозглашаемые,

· По объему: общие, частные, локальные,

· По характеру: конечные, промежуточные,

· По степени выполнения: выполненные полностью, частично, невыполненные.

2. Оценка текущего состояния объекта социального трансформирования, проводимая в соответствии с определенными критериями и подразумевает решение следующих задач:

· анализ с помощью избранных критериев сильных и слабых сторон деятельности, характеристик системы управления социального объекта, его материальной базы, определение степени укомплектованности учреждения или органа профессиональными кадрами, перспектив расширения и т.д. (диагностические задачи);

· ранжирование недостатков деятельности учреждения: недостатки, которые могут быть устранены внутри самой системы, силами сотрудников данного объекта; недостатки, которые не могут быть устранены силами самой системы;

· определение места социального объекта в социальной структуре подведомственной территории; моделирование его связей с другими объектами или системами социальной структуре подведомственной территории; моделирование его связей с другими объектами или системами социальной сферы, вовлеченными в процесс преобразования.

3. Определение потенциального развития социального объекта. При этом определяется:

· как расширить сферу деятельности и функции социального объекта;

· как повысить качество работы, выполняемой объектом;

· что нужно сделать, чтобы выполняемые объектом функции соответствовали ожиданиям клиентов; какие потребности клиентов могут быть удовлетворены в ходе деятельности социального объекта;

· как улучшить финансово-экономические результаты деятельности объекта;

· как скоординировать деятельность социального объекта с деятельностью других элементов социальной системы.

4. Непосредственная разработка программы решения социальных проблем. Проект программы обычно подготавливается специальной группой разработчиков, после чего дорабатывается с использованием двух методик: всеобщее обсуждение и «мозговой штурм».

Основные критерии оценки качества разрабатываемых программ:

· профессиональная оснащенность программы,

· отсутствие декларативности, общих заявлений, эмоциональности;

· отсутствие подробной детализации – она уместна не в программах, а в планах ее реализации;

· учет социальной и национальной специфики места осуществляемой программы – тип населенного пункта, характер, традиции и менталитет жителей и т.д.

1. Контроль за реализацией программы и ее коррекция. Подразумевают доработку базовых данных программы ее авторами и исполнителями. В технологии контроля используются три основных аксиомы:

· Необходимо постоянно устранять неопределенность: даже наиболее тщательно разработанные программы и планы не могут учесть всех деталей развития социального объекта в меняющихся обстоятельствах. Поэтому непрерывное отслеживание точности плана и его «привязка» к текущим условиям – обязательное условие гибкого планирования.

· Ожидание кризиса заставляет предусмотреть систему экстренных мер, которые при необходимости могут быть быстро применены. Контроль позволяет заметить первые признаки опасности и предотвратить их.

· Необходимо отметить первые проявления успеха и воздать должное тем, кто ему способствовал.

 

Разработка программы – сложный поисковых этап социального проектирования, конечным пунктом которого является «дерево» взаимосвязанных социальных проблем, построение шкалы приоритетности их решений. Создать такое древо можно на основе сопоставления множества матриц взаимного влияния проблем.