Лекция 19. Диалектическая зависимость социальных процессов образования и воспитания подрастающего поколения.

1. Современное понимание социальных процессов как факторов образования.

2. Взаимосвязь и отличие областей традиционной и социальной педагогики

3. Понятие средового воспитания в социальной педагогике.

Социальная педагогика все активнее заявляет о себе в отечественных публикациях последних лет. Исследования по средовой и повседневной социологии, теории социальной работы создали прецедент признания объекта педагогики как продукта социальных и личностных девиаций, маргинальности самого института образования. Жизненный путь объекта образовательного процесса предстал перед социологом не только в зеркале нормы, но и в зазеркалье пограничной ситуации, аномии, патологии, неукорененности статуса, социальной дезинтеграции и дезадаптации. Дидактические принципы обучения столкнулись с ограничением социального здоровья, необходимостью социальной коррекции, реадаптации и реинтеграции в норму общества. В итоге образование, выполняя функции социального института по формированию социально-профессиональной структуры, смягчению социальной напряженности и социопатологии, социальной мобильности и социального контроля, воспроизводству статусных характеристик, одновременно транслирует экзистенциальные цели, в том числе основы экзистенциального самочувствия нетипичных обучаемых. Между тем именно нетипичная часть контингента имеет устойчивую тенденцию к возрастанию.

Непонятые, подвергнутые исключению и дискриминации, нетипичные дети, по М.Мид, – это эволюционно наиболее перспективная часть человечества, и несправедливость к ней убийственна для общества, ведь оно само нуждается в идеях и образах, рожденных воображением этих детей. Предмет социологии образования оказывается шире, чем мы привыкли думать: он расширяется за счет социального исключения, дискриминации и аттитюдов нетипичности, уже включенных в предмет социологии культуры, социологии нетипичности. Объект же социологии образования пересекается с объектом социальной педагогики: обе науки интересует человек в системе социального научения, синтеза социокультурной поддержки и образовательного процесса в социальном пространстве культуры, многообразии жизненного хронотопа, возможностей обучения. В поле проблем социальной педагогики попадают социальные процессы нетипичности, практики исключения и вместе с тем социально-терапевтические концепции и технологии. Объект социальной педагогики – это дошкольная и школьная возрастные группы, не имеющие сформированного социального статуса. Другой формой объекта социальной педагогики (и здесь он прямо входит в поле объектов социологии образования) выступает сам процесс обучения подрастающего поколения, при этом предполагается возрастное и социальное ограничение статуса. В этом случае объект социальной педагогики мог бы совпадать с объектом общей педагогики, однако более существенны оказываются различия в предмете. При включении в проблемное поле социальной педагогики как научной дисциплины анализа инвайронмента образования и самого учащегося, а также обратного воздействия на эти процессы семьи, образовательных программ в системе родительство – детство как средства социального научения возрастает роль социально-педагогической теории и уникальной методологии на пересечении с теориями социальной работы и социологии образования. Причем в прикладной своей части формы и методы социальной педагогики одновременно становятся одним из видов технологий социальной работы: работа вместе с клиентом по овладению знанием, организации досуга, повышению конкурентоспособности и улучшению оснований для самовыражения.

Утверждение об объекте социальной работы как человеке страдающем детализируется совокупностью контингентов без ограничения возрастной шкалы, но с ограничением статусных характеристик. Англоязычная традиция, идущая из первых школ социальной работы, опирается на ее социально-психологическое содержание. Позже социальный институт обозначили как структуру для создания условий для понимания, социальной поддержки, коррекции нетипичного индивида, как social work. В своих публикациях [6] мы предлагали логическое пересечение объемов традиционной педагогики и теории социальной работы, схематически выделяющее объем теории социальной педагогики. В традиционной системе обучения наиболее оригинально одаренные дети оказываются дезинтегрированными, отстающими, порой выброшенными из школы на улицу, в асоциальные формы жизни или психологическое подполье. Именно социальный инвайронмент учащихся артикулирует предмет социальной педагогики, которая, в свою очередь, оказывается в определенном смысле подсистемой социологии образования. С позиций профессиографии можно определить социального педагога в качестве социального работника в образовательном учреждении. Основой подготовки такого специалиста должна быть база подготовки социального работника, с сильным блоком педагогического образования, чтобы новый специалист мог отвечать своему назначению оказания компетентной помощи обучаемому и его семье, способствовать гуманизации социокультурной среды обитания, повышению эффективности процесса стабилизации и развития детей и подростков. Раскрытие профессиональной деятельности такого рода специалиста возможно на основе системного подхода, методология которого предполагает выделение в изучаемом объекте не отдельных элементов, а системообразующих характеристик, определяющих внутреннюю природу и качественное своеобразие деятельности, принципы построения образовательных программ. Социально-педагогическая отрасль социологии образования интегрирована самим объектом этой сферы социума. В итоге традиционная (классическая) педагогика имеет объектом контингент дошкольных и школьных учреждений, имеет ограничение статуса возрастной шкалой и аномией, в то время как объем содержания понятия социальной педагогики символизирует совпадение части тех контингентов, которыми занимаются педагоги и социальные работники. История образования знает немало примеров формирования смежных дисциплин и профессий: геоботаника, культурантропология, философия естествознания, социология культуры, социальная психология, экономическая социология. Ценности, нормы культуры, нравственность создают атмосферу обращенности к человеческой экзистенции, проникая в структуру целостного педагогического процесса, обеспечивая его ориентацию на социокультурное развитие личностных ресурсов будущих специалистов, социальную коррекцию и социокультурную терапию в маргинальных, нетипичных ситуациях социального риска. Теория процесса обучения и воспитания личности, ответственной перед социумом и удобной для общества, оказалась в ситуации необходимости смены стратегии поиска ресурсов, спасения принципа социальной компетентности и конкурентоспособности личности, ситуации ответственности института образования перед индивидом, диалога и взаимодействия с дезадаптированными детьми, семьей, социальным окружением. Социальная педагогика посредством технологических процедур способна смягчить остроту социальной проблемы защиты детства в пределах социокультурного инвайронмента. Вслед за теорией социальной работы социальная педагогика интегрирует социологические, психологические, правовые, медицинские и культурофилосовские знания о человеке, процессах его социализации, дезадаптации, девиациях.