Гносеологическая основа концепции.

Христианская концепция помощи выступает в понятиях как мудрость, откровение и система знаний человека о своем существовании в общности с другим человеком.

Помощь как процесс отождествляется с милосердием и призрением.

Милосердие по отношению к личности выступает как ее природообразующее качество и свойство. «Все мы, люди, - говорит Златоуст, - природою побуждаемся к милосердию; и нет в природе нашей столь доброго свойства, как сие свойство. Милосердие природа вложила во всех, даже в грубого и жестокого.»

В этой логике помощь - часть не только структуры личности, но и ее духовного начала, в котором заложен «механизм» инстинктивного процесса оказания помощи. Этот «механизм» наряду с разумом побуждает человека творить дела милосердия.

В канонических подходах помощь раскрывается через следующий понятийный ряд:

помощь = любовь = милование = призрение (которое выражается в системе функций: питать - напоить - посетить - принять - успокоить - погребать - увещевать - научить - подать - молиться - прощать - не воздавать - врачевать - болезновать - вылечивать).

Наряду с общинным типом христианского поведения милосердие выступает как механизм идентификации, как система приобщения к новым смыслам, принцип рефлексии своего иного, не группового Я, не только реального, но и гипотетического.

Человек как бы пробует жить и существовать один и самостоятельно принимать решения; акт милосердия - учеба и экзамен на самость.

Таким образом в акте милосердия вместе с коллективной нравственной нормой содержится и индивидуальное начало, делающее человека сознательным субъектом помощи.

Церковная практика помощи с первых лет христианства до становления государственности на Руси развивается в двух основных формах. Помощь через монастыри - монастырская система помощи и помощь через приходы - приходская система помощи.

Монастыри существовали первоначально как закрытые сообщества. Имея более высокую культуру жизнедеятельности, монастыри представляли собой многофункциональную систему самоподдержки, где сформировался особый тип самопомощи человеку, связанной с основными важнейшими сферами его жизни: общением, обучением, совместным проживанием в общностит, лечением, ведением хозяйства.

Окрепнув эконамически, монастыри становятся центрами благотворительной, «социальной деятельности». Монастыри начинают выполнять три основняе функции: лечение, обеспечение неимущих в виде оказания им единовременной помощи натуральными продуктами (милостыня), обучение.