ВИДЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК. СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Согласно законодательству Российской Федерации все хозяйствующие субъекты, функционирующие в сфере производства и обращения, могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции.

Различают следующие формы внешнеэкономической деятельности:

• экспортные сделки;

• импортные сделки;

• реэкспортные сделки;

• встречные сделки.

Экспорт — это вывоз товаров с таможенной территории страны за границу без обязательства по обратному их ввозу и возможное предоставление иностранным лицам услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности.

Импорт — покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на таможенную территорию страны покупателя.

Реэкспорт — покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на территорию страны покупателя, перепродажа данного товара в его изначальном виде за рубеж иностранному покупателю.

Встречная торговля (встречные сделки) представляют собой орга­низационно увязанные экспортно-импортные операции, где экспор­тер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя. Примером встречных сделок может служить бартерное сотрудничество на осно­ве товарообмена.

Основные этапы внешнеторговой сделки:

маркетинговые исследования внешнего рынка и выбор товара;

поиск и выбор контрагента;

установление делового контакта с партнером;

оформление заказа покупателем;

исполнение заказа продавцом;

условия поставки и расчеты за ее выполнение. Осуществляя экспортную деятельность, предприятие должно иметь четкие представления о целях экспорта, стратегии экспортной деятельности, требованиях внешнего рынка, своих возможностях и ре­сурсах в настоящее время и в перспективе, поведении конкурентов — иными словами, оно должно разрабатывать определенную экспортную политику.

Экспортная политика предприятия предполагает разработку стратегии и принципов деятельности предприятия на внешнем рынке, формирование экспортного ассортимента товара, а также определение темпов обновления экспортной продукции, цен, уровня качества, га­рантий и сервисного обслуживания.

Важнейшей составляющей экспортной политики предприятия является формирование и управление экспортным ассортиментом то­вара. Основная задача заключается в том, чтобы экспортер своевре­менно предлагал определенную совокупность товаров, которые соот­ветствуют профилю его производственной деятельности и наиболее полно удовлетворяют требования определенных категорий зарубеж­ных покупателей.

Формирование такого ассортимента — это проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между ста­рыми и новыми товарами, товарами единичного и серийного произ­водства, наукоемкими обычными товарами или лицензиями, ноу-хау. Типичные попытки овладения рынком: вначале изготовитель то­вара пытается выйти на рынок самостоятельно, а далее он может дей­ствовать по схеме, представленной на рис. 17.1.

Для совершения сделки купли-продажи необходимо как мини­мум чтобы один из участников имел товар и желал продать его, а дру­гой хотел и мог бы его купить (верхняя строка рис. 17.1). Но отече­ственному владельцу товара бывает трудно, а порой просто невозможно сразу выйти на потребителя товара за границей, и он вынужден обра­щаться к иностранному посреднику (вторая строка в схеме). Иногда собственнику товара выгоднее воспользоваться услугами отечествен­ного посредника-продавца, чем самому заниматься реализацией това­ра на внешнем рынке, и тогда поиски потребителя ложатся на экспорте­ра (третья строка). Наиболее часто во внешней торговле услугами посредников пользуются обе стороны: и собственник товара, и потре­битель (четвертая строка).

На современном этапе экономического развития можно выделить два направления внешнеэкономической деятельности предприятия: совместное предпринимательство и заключение внешнеторговых кон­трактов с иностранными контрагентами.

Правовые вопросы совместного предпринимательства определя­ются нормами торгового и гражданского законодательства того госу­дарства, где создается совместное предприятие.

Заключение и реализация договора на внешнем рынке подчиня­ются правовому регулированию по следующим позициям: междуна­родные соглашения по ВЭД и нормы гражданского законодательства. Права и обязанности сторон по реализации внешнеэкономической сделки определяются теми законодательными актами, которые дей­ствуют но месту ее заключения.

Основными условиями создания совместного предприниматель­ства являются:

• освоение передовой, прогрессивной техники и технологии;

• освоение новых методов организации труда и управления про­изводством;

• увеличение экспорта готовых товаров. Формирование совместных предприятий предполагает:

• совместное управление производством;

• согласованное распределение прибыли;

• создание товаров на базе объединенной собственности;

• разделение производственного и коммерческого риска.

На территории РФ совместные предприятия создаются преиму­щественно в отраслях добывающей промышленности, строительства, туризма, легкой и пищевой промышленности.

Характерные черты совместного предприятия:

• совместный капитал и, следовательно, требование защиты и воз­врата капитала;

• единый производственный аппарат;

• согласование интересов партнеров.

Создание совместных предприятий осуществляется в несколько этапов:

• поиск иностранного инвестора;

• создание учредительных документов (договор и устав);

• регистрация документов.

Интеграция России в систему мирохозяйственных связей, внут­ренние потребности экономического развития страны закономерно требуют притока иностранных инвестиций в разных формах. Обрат­ный процесс — российские капиталовложения за рубежом, как в рам­ках СНГ, так и в дальнем зарубежье — также приобретает растущее значение. Вопрос о привлечении иностранных инвестиций стал акту­альным с первых подходов к рыночным преобразованиям экономики.

Длительное время во внешнеэкономической практике делался упор на иностранные кредиты по государственной линии, что привело к образованию огромного внешнего долга.

Между тем частные иностранные инвестиции имеют целый ряд преимуществ перед государственными кредитами. Они являются ис­точниками капитала для вложения в производство товаров, услуг, информационных систем и других производственных и непроизвод­ственных объектов, что исключительно важно в условиях острого ин­вестиционного голода в сегодняшней России. Они обеспечивают транс­ферт передовых технологий, современных методов менеджмента и маркетинга, способствуют интеграции российских предприятий в миро­вую экономику благодаря прямым контактам и научно-техническому сотрудничеству.

Имеет значение и то обстоятельство, что частные иностранные инвестиции не увеличивают внешний долг, а объективно способству­ют аккумуляции средств для его погашения. Известно, что в мировом хозяйстве обращаются гигантские капиталы и именно глобализация мировых экономических процессов обеспечивает рост мировой эко­номики. .

Почти все страны мира в той или иной форме привлекают ино­странные инвестиции. Однако для притока иностранного капитала не-

обходимо создавать благоприятный инвестиционный климат, т.е. систему ориентиров и ценностей, привлекательных для иностранных ин­весторов. Инвестиционный климат определяется прежде всего общим: экономическим, социальным и политическим положением в стране. Инвестиционный климат имеет экономические, социально - экономические, правовые и политические аспекты. Экономические аспекты включают валютную, кредитную, налоговую системы. Социально - экономические аспекты — это стоимость рабочей силы, ее квалификация,

трудовое законодательство, экологические нормативы и т.д. Исклю­чительно важны законодательная база, ее определенность и последо­вательность, гарантии и льготы для инвесторов, политическая стабильность и последовательность в экономической политике.