Постановка задачи и роль пользователя в создании ИТ

Декомпозиция ИС на отдельные относительно обособленные с точки зрения практических приложений части позволяет осущест­вить модульный принцип построения ИТ. При этом единичный структурно-функциональный элемент ИС рассматривается как зада­ча. Такой подход обеспечивает разработчику возможность распараллелить отдельные работы в ходе написания, отладки и вне­дрения некоторых программных модулей, входящих в ИТ. Главная проблема здесь – учесть все возможные взаимосвязи между задача­ми и построить на их основе полную и непротиворечивую информационную модель управленческой деятельности организации.

В общем виде постановка задачи состоит из описания четырех принципи­ально важных компонентов:

1) организационно-экономической сущности задачи;

2) входной (текущей и справочной) информации;

3) выходной информации;

3) вычислительных алгоритмов;

Постановка задачи начинается на предпроектной, а завершается – на стадии технического проектирования, причем в этой работе глав­ная роль принадлежит специалисту – пользователю системы. Постановка задачи требует от пользователя не только профессио­нальных знаний предметной области, для которой выполняется по­становка, но и владения основами компьютерных информационных технологий. Последствия ошибок пользователя на этапе постановки задачи будут тяжелее в сотни и даже тысячи раз (в зависимости от масштаба системы), если их обнаружат на конечных фазах создания или использования прикладного программного продукта. Объясняется это тем, что каждый из последующих участников создания приклад­ных программ не располагает информацией, необходимой для ис­правления содержательных ошибок.

 

Создание программного продукта может вестись и самим пользова­телем, причем в отношении простоты построения программы это мож­но считать более предпочтительным вариантом. Но с позиции профессиональных программистов такие программы могут содержать большое число погрешностей, поскольку они менее эффективны по машинным ресурсам, быстродействию и многим другим традиционным критериям.

Пользователь, как правило, приобретает и применяет готовые про­граммные пакеты, по своим функциям удовлетворяющие его потребно­сти, ориентированные на определенные виды деятельности (сбыт, про­изводство, снабжение, финансы), уровни управления (стратегический, тактический, оперативный), контур управления (планирование, опера­тивное управление, учет и контроль, анализ). Такое направление явля­ется на сегодня ведущим в сфере компьютеризации и информатизации обслуживания пользователей. Нередко оно дополняется разработкой оригинальных прикладных программ, однако в любом случае требуется постанов­ка задач.