Виды дефектов и неразрушающий контроль ГПА
В общем случае под понятием «дефект» принято понимать каждое несоответствие продукции требованиям, установленным нормативной документацией (ГОСТ 17102-71).
Дефекты подразделяются на явные и скрытые. Явные дефекты, как правило, обнаруживаются визуально, скрытые — с помощью специальных приборов.
Полное и тщательное проведение дефектоскопии узлов и деталей является первостепенной задачей ремонта. От качества и полноты ее выполнения зависит надежная работа ГПА в течение межремонтного периода. В результате дефектоскопии определяются характер и размер дефектов, что дает возможность после сравнения с техническими требованиями установить пригодность детали или узла к дальнейшему ее использованию, наметить способ ремонта.
Дефектоскопию деталей в условиях КС и ремонтно-технических мастерских осуществляют методом неразрушающего контроля, т.е. без нарушения их дальнейшего использования. При выборе метода дефектоскопии необходимо учитывать характер и расположение дефекта, технические условия на отбраковку, материал детали, состояние и чистоту поверхности, форму и размер детали.
Применяют главным образом следующие методы:
1. Визуально - оптический метод
2. Цветной метод
3. Ультразвуковой метод
4. Токовихревой метод
5. В том случае, когда по каким-то причинам использование приведенных методов затруднительно, применяют метод травления. Он основан на том, что под воздействием растворов кислот места повреждения растворяются быстрее, чем прилегающая поверхность, и трещины становятся видимыми на блестящем фоне. Для травления деталей из углеродистой и не углеродистой стали используют 10% -ный водный раствор азотной кислоты.
6. Простыми способами обнаружения грубых дефектов, не требующих специальных приборов и материалов, являются метод керосиновых проб и метод простукивания.
Дефектоскопия ротора включает:
- измерение радиального биения с помощью индикатора. Для ускорения измерения желательно замеры вести по нескольким индикаторам;
- осмотр шеек и опорного диска ротора для обнаружения трещин и оценки шероховатости;
- осмотр бочки ротора для обнаружения трещин;
- изменение эллипсности и конусности шеек, а также толщины упорного гребня с помощью микрометра;
- измерение торцевого биения дисков;
- проверку неуравновешенности роторов на балансировочном стенде;
- определение расцентровки роторов ТНД и нагнетателя;
- осмотр места посадки и обода диска методом неразрушающего контроля;
- проверку положения роторов относительно расточек.
Дефектоскопия подшипников – это:
- определение натягов между крышками подшипников и вкладышей;
- определение верхних масляных зазоров;
- изменение разбегов роторов;
- измерение толщины колодок упорных подшипников;
- оценка состояния баббитовой заливки.
Дефектоскопия лабиринтных уплотнений включает в себя определение радиальных зазоров с помощью свинцовых оттисков и визуальный контроль состояния.
Дефектоскопия нагнетателя состоит из:
- выявления с помощью методов неразрушающего контроля трещин на элементах колеса, в особенности в местах соединения лопаток с покрывающим диском;
- визуального осмотра деталей нагнетателя.
Дефектоскопия зубчатых соединений включает:
- определение видимых и скрытых дефектов методами неразрушающего контроля;
- проверку боковых зазоров с помощью щупа;
- проверку площадок и места положения контакта зубьев по краске;
- проверку относительного положения осей колеса и шестерни относительно друг друга.
Дефектоскопия корпусов и опор включает:
- проверку плотности прилегания опорных лап и зазоров на дистанционных болтах;
- проверку зазоров в шпоночных соединениях;
- проверку коробления горизонтальных фланцев по свинцовым оттискам;
- выявление трещин в корпусах методом неразрушающего контроля;
- проверку плотности и равномерности укладки тепловой изоляции;
- проверку системы охлаждения.
Наиболее вероятными причинами возникновения дефектов являются:
- задевание лопаток ротора за статор;
- длительная работа в режиме помпажа и запрещенных оборотов;
- увеличение сопротивления всасывающего тракта;
- наличие агрессивных веществ и механических примесей в цикловом воздухе;
- повышение температуры продуктов сгорания перед ТВД;
- ослабление или увеличение натягов в посадочных местах лопаток;
- грубая обработка поверхности;
- повышение твердости металла из-за пережога при шлифовке или других видов механической обработки.