Организация работы малых производственных групп
Один из примеров - система полного технического обслуживания производства (идея - организация автономного технического обслуживания производственного оборудования рабочими-операторами).
Автономная (полуавтономная) бригада - такая организационная форма, в которой обогащение труда и профессиональное развитие работников дополняется правом самоорганизации и общей ответственности за конечный результат.
Для внедрения этой формы необходимо:
• выбрать автономный производственный участок и создать на нем малую
группу;
• обеспечить соответствующее обучение персонала;
• создать и внедрить систему управления материально-техническим снабжением;
• оказать помощь в совершенствовании производственного процесса.
Внедрение этой системы занимает от 3 до 6 лет.
Групповые кружки качества - это группы рабочих, которые изучают различные методы и приемы контроля качества.
В конце 90-х годов принцип "обогащения труда" и формирования автономных бригад широко применяется в автомобильной промышленности США. Внутри бригады рабочие сами распределяют между собой обязанности, порядок работы, контролируют состояние оборудования и качество продукции. Все это позволяет минимизировать внешний контроль. Своеобразной разновидностью автономных бригад в США стали кружки контроля качества - группы рабочих в 5-15 человек, регулярно участвующие в обсуждении вопросов, касающихся повышения качества продукции и производительности труда. Первоначальное и наибольшее распространение кружки качества получили в Японии, в США они начали внедряться во второй половине 70-х годов. Если традиционное американское управление до 85% ответственности за контроль качества возлагало на линейных руководителей и инженерно-технических работников и лишь около 15% - на рабочих, то после внедрения кружков качества это соотношение изменилось: 85% ответственности легло на рабочих, а 15% - на инженерно-технических работников.
Первооткрывателями кружков качества принято считать американских специалистов по прикладной статистике У.Э.Деминга и Дж.Джурана.
Кружок состоит из руководителя и подчиненных рабочих.
Темы, выбираемые кружками, не ограничиваются качеством продукции. Изучаются проблемы сокращения издержек производства, эксплуатации оборудования, безопасности труда, промышленного загрязнения.
Механизм функционирования кружков качества включает: выявление проблемы; сбор, анализ данных; выработку решений; оценку эффективности решений (рис. 15).
Существенная особенность кружков качества - вовлечение широкого круга работников в процесс решения проблем.
1. Анализ вопросов
Анализ 2. Отбор проблем/возможностей
проблем 3 Определение проблем/возможностей
4. Анализ проблем/возможностей
Решение 5. Выявление альтернатив
Анализ 6. Анализ альтернатив
проблемы решений 7. Проектирование
8. Анализ решений
9. Принятие решений
10. Анализ внедрения
11. Внедрение
12. Оценка
Рис. 15
В ходе заседаний члены кружка вместе с руководителем участвуют в процедуре решения проблемы (элементы 2-6, 8, а возможно 10 и 11).
Когда кружок подходит к шагу 8, предложение вносится координационному комитету, который составляют руководящие работники, отвечающие за принятие решений в этой области.
■ Бригады результативности/производительности (БРП)
Бригады результативности/производительности - это специфическая американская программа вовлечения работников (второе поколение кружков качества) в управление.
В них концентрируется внимание не на измерении, а на идее повышения производительности.
Рабочим группам предлагается развить идеи повышения производительности труда.
Шаги процедуры БРБ
1. Формирование группы повышения результативности производительности (6-15 человек), которая составляет ранжированный перечень
идей в области повышения производительности труда.
2. Выбор 3-4 первоочередных идей для рассмотрения более мелки
ми группами. На этом этапе формируются бригады.
3. Решение проблем бригадами результативности (совещание с рабочими (проводится в рабочее время в течение часа раз в неделю), совещание со специалистами). Представляются предложения, относящиеся к конкретной идее (каждой бригадой).
4. Рассмотрение группой предложений бригад. Каждая бригада
представляет предложения, и они подвергаются критике. Это улучшает
предложения, способствует развитию у рабочих навыков представления.
5. Рассмотрение предположений руководством. БРП представляют
предложения менеджеру или административной комиссии. Это способствует улучшению коммуникации между работниками и администрацией.
6. Совещание руководства по обратной связи. Принимаются решения по предложениям и назначаются руководители проектов. Обсуждаются
вопросы внедрения и стимулирования.
7. Внедрение.
8. Измерение, оценка, обратная связь. Применяются принципы регулирования поведения.
9. Проектирование системы стимулирования, разработка и внедрение. Когда измеряются результаты, необходим механизм, который бы усиливал связь между общей результативностью и конкретным результатом.
10. Оценка процесса, изменение, перепроектирование, развитие,
анализ обучения работников, анализ результативности, повторение цикла,
продолжение работы БРП.