Организация работы малых производственных групп

Один из примеров - система полного технического обслуживания производства (идея - организация автономного технического обслужива­ния производственного оборудования рабочими-операторами).

Автономная (полуавтономная) бригада - такая организационная форма, в которой обогащение труда и профессиональное развитие работ­ников дополняется правом самоорганизации и общей ответственности за конечный результат.


Для внедрения этой формы необходимо:

• выбрать автономный производственный участок и создать на нем малую
группу;

• обеспечить соответствующее обучение персонала;

• создать и внедрить систему управления материально-техническим снабжением;

• оказать помощь в совершенствовании производственного процесса.

Внедрение этой системы занимает от 3 до 6 лет.

Групповые кружки качества - это группы рабочих, которые изучают различные методы и приемы контроля качества.

В конце 90-х годов принцип "обогащения труда" и формирования автономных бригад широко применяется в автомобильной промышленно­сти США. Внутри бригады рабочие сами распределяют между собой обя­занности, порядок работы, контролируют состояние оборудования и каче­ство продукции. Все это позволяет минимизировать внешний контроль. Своеобразной разновидностью автономных бригад в США стали кружки контроля качества - группы рабочих в 5-15 человек, регулярно участвую­щие в обсуждении вопросов, касающихся повышения качества продукции и производительности труда. Первоначальное и наибольшее распростране­ние кружки качества получили в Японии, в США они начали внедряться во второй половине 70-х годов. Если традиционное американское управление до 85% ответственности за контроль качества возлагало на линейных руко­водителей и инженерно-технических работников и лишь около 15% - на рабочих, то после внедрения кружков качества это соотношение измени­лось: 85% ответственности легло на рабочих, а 15% - на инженерно-технических работников.

Первооткрывателями кружков качества принято считать американ­ских специалистов по прикладной статистике У.Э.Деминга и Дж.Джурана.

Кружок состоит из руководителя и подчиненных рабочих.

Темы, выбираемые кружками, не ограничиваются качеством продукции. Изучаются проблемы сокращения издержек производства, эксплуатации оборудования, безопасности труда, промышленного загрязнения.

Механизм функционирования кружков качества включает: выявле­ние проблемы; сбор, анализ данных; выработку решений; оценку эффек­тивности решений (рис. 15).


Существенная особенность кружков качества - вовлечение широко­го круга работников в процесс решения проблем.

1. Анализ вопросов

Анализ 2. Отбор проблем/возможностей

проблем 3 Определение проблем/возможностей

4. Анализ проблем/возможностей

Решение 5. Выявление альтернатив

Анализ 6. Анализ альтернатив

проблемы решений 7. Проектирование

8. Анализ решений

9. Принятие решений

10. Анализ внедрения

11. Внедрение

12. Оценка

Рис. 15

В ходе заседаний члены кружка вместе с руководителем участвуют в процедуре решения проблемы (элементы 2-6, 8, а возможно 10 и 11).

Когда кружок подходит к шагу 8, предложение вносится координа­ционному комитету, который составляют руководящие работники, отве­чающие за принятие решений в этой области.

■ Бригады результативности/производительности (БРП)

Бригады результативности/производительности - это специфическая американская программа вовлечения работников (второе поколение круж­ков качества) в управление.

В них концентрируется внимание не на измерении, а на идее повы­шения производительности.

Рабочим группам предлагается развить идеи повышения производи­тельности труда.

Шаги процедуры БРБ

1. Формирование группы повышения результативности производи­тельности (6-15 человек), которая составляет ранжированный перечень
идей в области повышения производительности труда.

2. Выбор 3-4 первоочередных идей для рассмотрения более мелки­
ми группами. На этом этапе формируются бригады.


3. Решение проблем бригадами результативности (совещание с ра­бочими (проводится в рабочее время в течение часа раз в неделю), совеща­ние со специалистами). Представляются предложения, относящиеся к кон­кретной идее (каждой бригадой).

4. Рассмотрение группой предложений бригад. Каждая бригада
представляет предложения, и они подвергаются критике. Это улучшает
предложения, способствует развитию у рабочих навыков представления.

5. Рассмотрение предположений руководством. БРП представляют
предложения менеджеру или административной комиссии. Это способствует улучшению коммуникации между работниками и администрацией.

6. Совещание руководства по обратной связи. Принимаются решения по предложениям и назначаются руководители проектов. Обсуждаются
вопросы внедрения и стимулирования.

7. Внедрение.

8. Измерение, оценка, обратная связь. Применяются принципы регулирования поведения.

9. Проектирование системы стимулирования, разработка и внедре­ние. Когда измеряются результаты, необходим механизм, который бы уси­ливал связь между общей результативностью и конкретным результатом.

10. Оценка процесса, изменение, перепроектирование, развитие,
анализ обучения работников, анализ результативности, повторение цикла,
продолжение работы БРП.