Группы и их значимость

Группа - это совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п.

Различают формальные и неформальные группы.

Формальные группы - это группы, созданные по воле руководства.

Выделяют группы руководителей, рабочие (целевые) группы и ко­митеты.

Группа руководителей состоит из руководителя и его непосредст­венных подчиненных, находящихся в зоне его контроля (президент и вице-президенты).

Рабочая (целевая) группа - лица, работающие над выполнением од­ного задания.


Комитет - группа внутри организации, которой делегированы пол­номочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда комитеты называют советами, комиссиями, целевыми группами. Выделяют постоянные и специальные комитеты.

Комитеты рекомендуется создавать в следующих случаях.

1. Когда решение проблемы требует большого опыта в какой-либо области.

2. Когда предполагаемое решение может оказаться непопулярным в организации (в этом случае руководитель может себя обезопасить).

3. Когда необходимо узнать мнение подчиненных.

Неформальная группа - это спонтанно возникшая группа людей, ко­торые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определен­ной цели.

Причины вступления в группу - чувство принадлежности, помощь, защита, общение.

Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Обычно устанавливаются определенные нормы, которые каждый член группы должен соблюдать.

В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротив­лению переменам. Обычно неформальная организация возглавляется не­формальным лидером. Неформальный лидер должен помогать группе в достижении ее целей и поддерживать ее существование.

На эффективность работы формальных и неформальных групп влияют одинаковые факторы.

1. Размер групп. По мере увеличения размера групп общение между
членами усложняется. Кроме того, внутри группы могут возникнуть не­
формальные группы со своими целями. В маленьких группах (из 2-3 чело­
век) люди чувствуют персональную ответственность за принятие опреде­
ленного решения. Считается, что оптимальный размер группы 5-11 чело­
век.

2. Состав (или степень сходства личностей, точек зрения, подходов).
Считается, что наиболее оптимальное решение могут принять группы, со­
стоящие из людей, которые находятся на различных позициях (т.е. непохожих людей).

3. Групповые нормы. Человек, который хочет быть принят группой
должен соблюдать определенные групповые нормы. (Положительные нор-


мы - нормы, которые поддерживают поведение, направленное на достиже­ние целей. Отрицательные нормы - нормы, которые поощряют поведение, не способствующие достижению целей, например кражи, опоздания, про­гулы, распитие спиртных напитков на рабочем месте и др.)

4. Сплоченность. Она рассматривается как мера тяготения членов
группы друг к другу и к группе. Высокий уровень сплоченности группы
может повысить эффективность функционирования всей организации.

5. Групповое единомыслие. Это тенденция подавления отдельным
человеком своих взглядов на какое-нибудь явление с тем, чтобы не нарушать гармонию группы.

6. Конфликтность. Различие во мнениях повышает вероятность
конфликта.

Последствия конфликта могут быть положительными, так как по­зволяют выявить разные точки зрения (это ведет к повышению эффектив­ности группы). Отрицательные последствия заключаются в снижении эф­фективности группы: плохое состояние духа, низкая степень сотрудничест­ва, смещение акцента (придание большего внимания своей "победе" в кон­фликте, а не решению реальной проблемы).

7. Статус членов группы. Он определяется старшинством в должно­стной иерархии, названием должности, образованием, опытом, информированностью и др. Обычно члены группы с высоким статусом оказывают
большее влияние на других членов группы. Желательно, чтобы мнение
членов группы с высоким статусом не было доминирующим в группе.

8. Роли членов группы. Существуют две основные направленности
ролей для создания нормально работающей группы:

 

1) целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность
отбирать групповые задачи и выполнять их.

2) поддерживающие роли обеспечивают поведение, способствующее под­
держанию жизнедеятельности группы.