Вопрос 2. Предложение. Кривая предложения. Эластичность предложения

Теперь от анализа спроса перейдем к рассмотрению предло­жения.

Предложение — это желание и способность продавцов пре­доставлять товары для продажи на рынке. Графическое изобра­жение зависимости между рыночной ценой и количеством дан­ного товара, который хотят произвести и продать производите­ли, называется кривой предложения (рис. 3.1.).


Рис. 3.1. Кривая предложения

 

Для каждой цены мы можем установить ко­личество производимых велосипедов.

Функция предложе­ния от цены будет иметь вид Qs = f{P). Кривая предложения имеет по­ложительный наклон. Она выражает реакцию производителей на рыночную цену.

Движение вдоль кри­вой предложения называется изменением величины предложения. Она показывает, какое количество товара производители желают и могут продать при изменении цены товара.

Вместе с тем на предложение, как и на спрос, влияет много неценовых факторов, которые приводят к сдвигу кривой пред­ложения вправо или влево (рис. 16).

При этом заметим, что кривая предложе­ния строится исхода из предпосылок, что цена является фикси­рованной величиной.

 

 

 
 

 

 


Рис. 3.5. Сдвиг кривой предложения

 

На изменения кри­вой, предложения (сдвиг в положение S1S1 вправо или влево) влияют следующие основные факторы:

1. Изменения в технологии, которые приводят к уменьше­нию ресурсов, требуемых для производства определенного ко­личества товара: становится выгодным производить и продавать больше товара при меньших издержках производства, Кривая предложения сдвигается в положение S1S1.

2. Изменение цен на ресурсы. Например, рост цен на бензин повышает расходы на содержание такси. Поэтому при данной цене Р0 кривая предложения такси сдвигается в влево.

3. Изменение цен на другие товары, которые могут быть произведены с помощью этих же самых ресурсов. Например, повышение цен на пшеницу может вызвать желание фермеров поставить на рынок больше пшеницы, сократив посевы гречи­хи. В этом случае кривая предложения на гречиху при цене Ро сдвигается в положение S1S1.

4. Ожидание изменений в прибыльности производства това­ра. Производитель в своей деятельности руководствуется, не столько текущими ценами, сколько теми ценами, которые, как он ожидает, будут существовать в будущем.