Индивидуальный уровень.
Если на институциональном уровне формируется общая политическая воля и приоритетным является государственный интерес, на представительном — групповой, то на индивидуальном — частный. Субъектами политической жизни на этом уровне выступают независимые граждане, способные объединяться в массовые движения. Эти движения приобретают встречный характер по отношению к институциональным властным структурам.
Особенностью политической жизни на индивидуальном уровне является спонтанность и стихийность ее проявления — свободное формирование и изложение интересов, мнений, воли неорганизованных людей. Возможность протекания спонтанных процессов в жизни общества обеспечивается наличием суверенитета народа и автономности личности. Независимые граждане не приемлют организации и давления сверху, и потому движения, в которые они объединяются, развертываются спонтанно на основе естественной целесообразности.
Одной из форм спонтанного движения является гражданское неповиновение. Это — символическое нарушение некоего правила, ультимативное средство обращения к большинству с тем, чтобы оно еще раз оценило свое решение и по возможности пересмотрело его. Это возможно в правовом государстве, так как нарушители обосновывают свой протест в свете конституционных принципов. Кроме того, широко распространены массовые протесты, связанные с ухудшением жизненного уровня, отравлением окружающей среды и т. д.
Спонтанные процессы власть имущие стремятся использовать в своих интересах (с помощью бюрократического аппарата), добиваясь иногда бюрократизации массового движения и выхолащивания из него свободных импульсов. Само по себе спонтанное движение может приводить к негативным результатам. Более того, возможно проникновение в структуры неорганизованного движения деструктивных эгоистических индивидуальных и групповых интересов, в результате чего спонтанный процесс может быть направлен в разрушительное русло. Отсюда следует, что спонтанное движение нуждается в саморегуляции и самозащите. Высвобождение спонтанных сил снизу не должно сводиться к выражению лишь частных интересов, оно должно вести к раскрепощению парализованной политической энергии. Административная политическая власть не может ограничивать себя сама, ее надо ограничивать властью тех, кто выражает интересы других. Кроме того, свободные формы жизни общества должны иметь возможность трансформироваться. Самоорганизующееся движение приобретает свой нормативный фундамент, определенный уровень правосознания и политической культуры и становится способным добиваться выражения своих требований и их удовлетворения.
Для неорганизованной политической жизни характерно самодеятельное политическое творчество (производство новых идей, концепций). Спонтанное движение подпитывает официальную политическую жизнь нововведениями, приближает власть к насущным потребностям и интересам той части населения, которая не поддается целенаправленному воздействию, обеспечивает динамизм политической жизни. В современных условиях новые формы спонтанного движения выступают в качестве противовесов бюрократическим официальным институтам.
Для спонтанного развития политической жизни необходима свобода, поскольку, во-первых, у государства нет возможности рационально оценить все то, что происходит в общественной жизни; во-вторых, порядок, организуемый сверху, не может предусмотреть все правила управления обществом; в-третьих, через спонтанную политическую жизнь осуществляется «вхождение» в политику требований естественной целесообразности и обеспечивается учет естественных потребностей людей.
Существуют два способа регулирования взаимодействия и развития социально-политических интересов: конфликтный и консенсусный.
Конфликтный — преодоление или даже ликвидация определенной группы интересов. При таком способе исключается совместный поиск истины, сотрудничество невозможно, единственное средство — насилие. Разрушив групповые интересы, власть все-таки не в состоянии уничтожить объективные условия, которые их породили, а потому рано или поздно подавленные интересы все равно воспроизводятся.
Консенсусный способ основан на признании наличия разнообразных интересов и, их носителей естественным состоянием общества. Сторонники этого способа исходят из необходимости согласования интересов. Они ведут совместный поиск и отбор целесообразных форм социально-политической организации. Этот способ направлен на регулирование интересов.
Общая характеристика политической жизни не исключает ее конкретизации с учетом исторической судьбы народа, государственного устройства, политического режима, национальной психологии, состояния культуры.