Характеристика политической социализации.

Политическая социализация, как отмечалось, представляет собой процесс взаимодействия власти и индивида, отражаю­щий уровень политической самостоятельности участников политической жизни. С одной стороны, политическая социали­зация отражает меру перехода требований и предписаний по­литической системы во внутреннюю структуру личности в форме усвоенных ею политических ролей и функций, приня­тых ценностей и стандартов политической жизни. С другой стороны, она характеризует сформированность политических позиций индивида, позволяющих избирательно усваивать предлагаемые властью политические цели и ценности. Взаи­модействия власти и индивида могут быть основаны на диа­логе, консенсусе или конфликте, что обусловливается типом политической культуры, доминирующей в обществе, ее одно­родностью или существованием разнородных субкультур внут­ри нее. Степень культурной однородности наряду с историческими, национальными традициями, конфессиональной средой, при известном влиянии экономических и социальных отношений, позволяет выявить наиболее устойчивые черты политической социализации конкретных обществ. В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяются несколько типов поли­тической социализации.

Гармонический тип политической социализации предполага­ет наличие культурной однородной среды, зрелых демократи­ческих традиций и гражданского общества, которые обеспечи­вают уважительный диалог индивида и власти. Подобным образом можно охарактеризовать британо-американскую культуру. Власть и индивид привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям безбо­лезненно входить в политическую жизнь.

В странах Западной Европы преобладает плюралистический тип политической социализации, которому свойственен опосредующий характер взаимодействия личности с властью. Су­ществование значительного числа разнородных субкультур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы или партии. Однако наличие конфессио­нально-культурного многообразия не препятствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря существованию единого культурного «кода», представленного цен­ностями либеральной цивилизации (свободой, частной собствен­ностью, индивидуализмом, правами человека, демократией, плю­рализмом и т. д.), соответствующего высокому уровню жизни большинства социальных групп. Приверженность идеалам либе­рализма исторически обеспечивала способность индивида вос­принимать ценности иных политических субкультур, подвиж­ность и изменчивость политических пристрастий.

Общества незападной цивилизации характеризуются кон­фликтным типом политической социализации. Высокий уро­вень нищеты большинства населения, жесткая привержен­ность индивида местническим ценностям клана, рода, племени всегда затрудняли достижение согласия между носи­телями различных ценностей и властью. В этих обществах вы­сока степень политического насилия из-за значительной куль­турной неоднородности. Усвоение индивидом местнических ценностей и норм политической жизни происходило и проис­ходит, как правило, до сих пор в жесткой борьбе с носителями иных политических субкультур.

Западные авторы выделяют еше гегемонистский тип поли­тической социализации, предполагающий вхождение человека в политику исключительно за счет признания им ценностей какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), ценностей определенной религии (например, ислама) или по­литической идеологии (например, коммунизма, фашизма или либерализма). Этот тип политической социализации характе­рен скорее для закрытых политических систем, которые не приемлют иных ценностей. Так осуществлялась политическая социализация в России в советское время, в странах социали­стической системы, и некоторых странах Азии и Африки.