Билет № 13

1. Непредикативные формы глагола. Образование непредикативных форм.

 

1.непредикативные формы глагола. То же, что неспрягаемые формы глагола.Причастия и деепричастия – непредикативные формы.

В причастиях, так же как и в предикативных формах, выражено значение залога, действительного и страдательного:

а) ‘тот, кто1 решает’ решающий НСВ
‘тот, кто решал’ решавший НСВ
‘тот, кто решит’ – СВ
‘тот, кто решил’ решивший СВ

Действительные причастия наст.вр: ущ (1 спр), Ащ (2спр) Прош.вр. –(в)ш-

Страдательное прич :наст.вр Ом (1спр), им (2спр)- Прош.вр.-(о)нн,-т,

К причастным флексиям присоединяются флексии со значением рода, числа и падежа; они совпадают с флексиями прилагательных.

ДЕЕПРИЧАСТИЯ показывают, что действие, обозначаемое основой этой глагольной формы, сопровождает другое действие. Деепричастия относятся только к действительному залогу (невозможны конструкции: «Дом, строясь каменщиками, поднимался все выше и выше»; «Картина, писавшись знаменитым художником, пользовалась успехом» и т.д.).
Деепричастия, образованные от основ глаголов несовершенного вида, обозначают действие, протекающее одновременно с действием, которое выражает спрягаемая личная форма глагола; деепричастия, образованные от основ глаголов совершенного вида, обозначают действие, предшествующее действию, которое выражает личная форма глагола.
Деепричастия несовершенного вида имеют аффикс -а (видя, зная), перед которым обязательна мена парных твердых на мягкие.
Деепричастия совершенного вида имеют аффикс или -ши; последний аффикс (флексия) к основам на гласный присоединяется с помощью интерфикса -(в)-.

Инфинитив – немаркированный член по отношению к предикативным и непредикативным глагольным формам. В аффиксах инфинитива нет указания, что эта форма используется предикативно, нет указания и на ее непредикативность.

2. Как в данном стихотворении реализуются принципы натуральной школы: в плане тематики, образности, стилистики? При помощи каких средств создается Некрасовым эффект «прозаизации» лирики? Какие содержательные и формальные особенности делает его характерно «некрасовским» произведением?

2.Натуральная школа – обозначение возникшего в 40-е годы 19 века в России нового этапа в развитии русского критического реализма, связанного с творческими традициями Н.В.Гоголя и эстетикой В.Г.Белинского. Название «Н.ш.» (впервые употреблено Ф.В.Булгариным в газете «Северная пчела» от 26.II.1846, № 22 с полемической целью унизить новое литературное направление) укоренилось в статьях Белинского как обозначение того русла русского реализма, который связан с именем Гоголя. Писатели эти расширили область русской жизни, получившей право на изображение в искусстве. Они обратились к воспроизведению низших слоев общества, отрицали крепостничество, губительную власть денег и чинов, пороки общественного строя, уродующие человеческую личность. У некоторых писателей отрицание общественной несправедливости перерастало в изображение нарастающего протеста самых обездоленных («Бедные люди» Достоевского, «Запутанное дело» Салтыкова, стихи Некрасова и его очерк «Петербургские углы», «Антон Горемыка» Григоровича). Н. ш. обращается не к идеальным, выдуманным героям — «приятным исключениям из правил», но к «толпе», к «массе», к людям обыкновенным и чаще всего к людям «низкого звания».
С развитием «Н.ш.» в литературе начинают господствовать прозаические жанры. Стремление к фактам, к точности и достоверности выдвинуло и новые принципы сюжетосложения – не новеллистические, а очерковые. Важное место начинает занимать и социально-психологический роман, расцвет которого во второй половине 19 века предопределил славу русской реалистической прозы. В то время принципы «Н.ш.» переносятся и в поэзию (стихи Некрасова, Н.П.Огарева, поэмы Тургенева), и в драму (Тургенев). Демократизируется и язык литературы. В художественную речь привносится язык газет и публицистики, просторечье, профессионализмы и диалектизмы. Социальный пафос и демократическое содержание «Н.ш.» оказали влияние на передовое русское искусство: изобразительное (П.А.Федотов, А.А.Агин) и музыкальное (А.С.Даргомыжский, М.П.Мусоргский).

Для творчества Некрасова характерны сложные поэтические структуры, возникающие как бы на границе эпоса и лирики. Жгучий, бичующий протест против крепостного барства, темные углы городской действительности, простое изображение которых является резким обвинением против богатых и сытых, герои из «низких» сословий, беспощадное обнажение изнанки действительности и стирание с нее эстетических прикрас дворянской культуры, проявляющееся в образах и стилистике его произведений, делают из Некрасова подлинного представителя идейно-художественных особенностей, соединяемых современниками с именем Н. ш.

1) тема- увиденное лирическим героем сцена наказание бедняка за кражу калача, место действия на улице. Форма заметок, записок, очерков. Как бы похотных записей.2) образность. Образ улицы: детали – прегрязные , собравшиеся зеваки.

3) разговорный язык: на фоне разговорного – высокий стиль, чтобы подчеркнуть не соотвествие действий торгоша и городового, несправедливость. Прозаизация: четкий сюжет, конкретная ситуация, образы действующих лиц, тип речи – повествование, злободневная тематика, социально обличительный пафос, обращение к народным характерам, внимание к низшим социальным слоям. Парная рифмовка, требующая непринужденного разговорного тона.размер ямб,рифмовка ж ж , м м.

Предложите восьмикласснику найти в тексте два причастия и произвести их морфологический разбор. Какой ответ вы оцените как правильный и полный? Какое умение вы проверяли?

3. Морфологический разбор причастия включает выделение трёх постоянных признаков (действительное или страдательное, вид, время) и четырёх непостоянных (полная или краткая форма, род, число и падеж). Причастиям, как и глаголам, от которых они образованы, свойственны пере­ходность — непереходность, возвратность —- невозвратность. Данные постоянные признаки в общепринятую схему анализа не включаются, но могут быть отмечены.