Методы воспитания детей с нарушениями слуха.

В сурдопедагогике, основываясь на особенностях развития де­тей со слуховым дефектом и на классификации методов воспита­ния в общей и специальной педагогике, применяются в разных сочетаниях три ведущие группы методов.

1. Практически-действенные –приучение, упражнения, органи­зация воспитывающей деятельности, воспитывающие ситуации. Особое значение они приобретают в работе с младшими учениками, ко­торым свойственны недостаточный уровень речевого развития и незавершенность формирования конкретно-понятийного мыш­ления. Методы приучения и упражнения используются для воспитания устойчивых навыков социального поведения, сани­тарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и пр. Для закрепления приобретенных навыков и привычек исполь­зуется система упражнений. Эта форма воспитания может соче­таться с другими – требованием, словесным разъяснением, ин­дивидуальными беседами, поручениями и т. п.

2. Побудительно-оценочные – педагогические требования, поощ­рение, порицание, осуждение, наказание. Эти методы реализуются в сочетании с практически-действенными и сопровождаются доступными сло­весными поощрениями («хорошо», «верно», «молодец»), привле­кая внимание детей ко всему позитивному.

3. Информационные – разъяснение, беседа, примеры из окружаю­щей жизни, в том числе личный пример педагога и пр. Эти методы начинают приобретать большое значение в воспитании подростков и старшеклассников со слуховым де­фектом, так как они предполагают опору на их интеллектуальные и рече­вые возможности. Информационные методы способствуют фор­мированию осознанного отношения учащихся к нормам и пра­вилам поведения, к социальным и нравственным человеческим ценностям, учат оценивать собственные поступки, ориентируясь при этом на социальные и нравственные эталоны. Наибольшие трудности в реализации воспитательного потен­циала информационных методов возникают на начальном этапе школьного обучения, что обусловлено речевым недоразвитием младших учащихся, особенностями познавательной деятельности, бедностью их житейского и социального опыта. Восприятие воспитывающей информации и ее осознание во многом зависят от доступности содержания, продуманности ис­пользуемых языковых и визуальных средств.

Вы­бор методов воспитания определяется возрастными и индивидуальны­ми особенностями школьников, характером и степенью слухово­го дефекта, спецификой речевого развития и участием в воспита­тельном процессе семьи.