Методы воспитания детей с нарушениями слуха.
В сурдопедагогике, основываясь на особенностях развития детей со слуховым дефектом и на классификации методов воспитания в общей и специальной педагогике, применяются в разных сочетаниях три ведущие группы методов.
1. Практически-действенные –приучение, упражнения, организация воспитывающей деятельности, воспитывающие ситуации. Особое значение они приобретают в работе с младшими учениками, которым свойственны недостаточный уровень речевого развития и незавершенность формирования конкретно-понятийного мышления. Методы приучения и упражнения используются для воспитания устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и пр. Для закрепления приобретенных навыков и привычек используется система упражнений. Эта форма воспитания может сочетаться с другими – требованием, словесным разъяснением, индивидуальными беседами, поручениями и т. п.
2. Побудительно-оценочные – педагогические требования, поощрение, порицание, осуждение, наказание. Эти методы реализуются в сочетании с практически-действенными и сопровождаются доступными словесными поощрениями («хорошо», «верно», «молодец»), привлекая внимание детей ко всему позитивному.
3. Информационные – разъяснение, беседа, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога и пр. Эти методы начинают приобретать большое значение в воспитании подростков и старшеклассников со слуховым дефектом, так как они предполагают опору на их интеллектуальные и речевые возможности. Информационные методы способствуют формированию осознанного отношения учащихся к нормам и правилам поведения, к социальным и нравственным человеческим ценностям, учат оценивать собственные поступки, ориентируясь при этом на социальные и нравственные эталоны. Наибольшие трудности в реализации воспитательного потенциала информационных методов возникают на начальном этапе школьного обучения, что обусловлено речевым недоразвитием младших учащихся, особенностями познавательной деятельности, бедностью их житейского и социального опыта. Восприятие воспитывающей информации и ее осознание во многом зависят от доступности содержания, продуманности используемых языковых и визуальных средств.
Выбор методов воспитания определяется возрастными и индивидуальными особенностями школьников, характером и степенью слухового дефекта, спецификой речевого развития и участием в воспитательном процессе семьи.