Предметные области современной сурдопедагогики.
В структуре сурдопедагогики выделяют ряд относительно самостоятельных предметных областей, рассматривающих отдельные аспекты проблемы образования лиц с нарушениями слуха.
История сурдопедагогикиизучает историческое развитие теории и практики обучения и воспитания людей, имеющих нарушения слуха, в том числе во взаимосвязи с современными проблемами специального образования.
Сравнительная сурдопедагогикаанализирует и сопоставляет теорию и практику образования лиц с нарушением слуха в разных странах мира путем выявления сходств и различий действующих в них систем обучения, воспитания и оказания им специальной помощи.
Сурдопедагогика раннего возраста изучает особенности развития детей со слуховой недостаточностью младенческого и раннего возраста, раскрывает возможности их развития и осуществления ранней социализации через оказание своевременной комплексной медико-психолого-педагогической помощи.
Дошкольная сурдопедагогикарассматривает вопросы особенностей развития дошкольников с нарушенным слухом, возможностей нормализации процесса их социализации в условиях обучения, воспитания и оказания специальной педагогической помощи.
Специальное обучение глухих школьников– отрасль, разрабатывающая программы и методические подходы к общеобразовательной и трудовой подготовке глухих детей школьного возраста, осуществляемой в единстве с комплексом коррекционно-развивающих задач. Это наиболее развитая отрасль сурдопедагогики.
Специальное обучение слабослышащих учащихся–предметная область сурдопедагогики, разрабатывающая принципы и практические программы дифференцированного школьного обучения разных групп учащихся, включая слабослышащих и оглохших, а также детей со снижением слуха и другими комплексными нарушениями развития.
Сурдоандрагогика(от греч. аndros – взрослый человек)изучает теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых людей, имеющих слуховые дефекты.
В систему сурдопедагогики входят методики раннего дошкольного, школьного и профессионального обучения,а также методики преподавания учебных предметов (математики, естествознания, обществознания и др.). Их разработка ведется с учетом выявленных особенностей развития детей и взрослых, имеющих нарушения слуха, и позволяет раскрыть закономерности развития их чувственного познания, словесно-логического мышления и словесной речи. Особое место занимают методики,раскрывающие систему оказания коррекционно-педагогической помощи,такие, как развитие устной речи и слухового восприятия, предметно-практическое обучение и обучение русскому языку и т. д.